Во второй из Дней учителя географии-2013 в рамках X Краснодарского педагогического марафона я посетила Круглый стол «Устойчивое развитие и экологическое образование и воспитание». Его ведущей была Витульская Нина Васильевна, кандидат технических наук, доцент Кубанского государственного университета. Я не рассчитывала попасть на данное мероприятие, но обстоятельства сложились в мою пользу: пусть с опозданием, но я участвовала в работе Круглого стола.
Выступала Нина Васильевна очень неторопливо и тихо... Она не размахивала руками, не пыталась сделать нас своими сторонниками или в чём-то поучать, она говорила о том, что близко каждому из нас, о том, что в последние десятилетия волнует прогрессивное человечество... Мне показалось, что она доставала из моей головы частички мыслей, услышанные обрывки фраз, недодуманные идеи и выводы и складывала из них предложения.
Не берусь пересказывать всю полуторачасовую лекцию, но хочу поделиться с Вами тем, что успела записать на свои "учительские поля"... Может, какие-то сведения пригодятся Вам для уроков или выступлений, а что-то заставит пополнить свой багаж знаний по данной теме:
-- Все животные имеют свой ареал обитания, кроме человека: он захватил всю Землю.
-- В 1995 году была принята Экологическая доктрина Устойчивого развития, которую разработали для России европейские учёные. После этого все формы и уровни образования в России стали включать в себя экологию.
-- По мнению Вернадского есть экологическая история, экологическая география. Но сейчас акценты меняются: больше изучают не науку, а экологическую безопасность человека.
-- Первые учителя и учебники по экологии появились в середине 90-х гг. 20 века. Первыми экологами стали учителя физики, биологии, химии, географии и даже музыки после пройденной переподготовки.
-- Ректор КубГУ Астапов М.Б. - один из первых идейных экологов, который заставлял директоров школ внедрять факультативные курсы по экологии.
-- Экология - междисциплинарная наука. Минимумом знаний по экологии должен обладать каждый учитель, особенно учителя естественно-научного направления.
-- Глобальные проблемы человечества:
- 1 место: дефицит пресной воды,
- 2 место: потеря плодородных земель и плодородия почв,
- 3 место: глобальное загрязнение атмосферного воздуха (один автомобиль выбрасывает в воздух до 300 различных вредных соединений).
-- Человек XXI века не может прожить без электромагнитных излучений. Привычные излучения позволяют человеку создавать новые средства коммуникации. В XXI веке мы превращаем Землю в энергоинформационную систему (общепланетарное понятие). Есть виды растений и животных, которые не выдерживают воздействия этой ЭИС, потому их стало кратно больше исчезать с лица Земли.
-- К сожалению, человек привыкает к излучению (пример Чернобыля, когда люди возвращаются туда жить, хотя это возможно не ранее, чем через 300 лет!), но у него меняется биология. Особое влияние на человека оказывает вода, её качество.
-- Необходимы общие усилия человечества, чтобы улучшить мир. Но всё будет зависеть от того (тех), кто будет стоять во главе мира.
-- Устойчивое развитие должно быть не только в экологии, но и в экономике. Нельзя ставить экономику впереди экологии - это грозит гибелью всему человечеству. Должна быть экологизация всех видов человеческой деятельности.
-- Есть "сила", которая хочет сохранить на Земле т.н. "Золотой миллиард", эти люди считают, что больше Земля не выдерживает, а остальное человечество - лишние, они не нужны.
-- Устойчивое развитие - прерогатива той власти, которой народ доверяет свою судьбу.
-- Норвегия, Швеция, Финляндия начали экологизацию образования ещё в 80-х гг. прошлого века, частично скопировав систему образования с советской школы, когда минимумом знаний по всем предметам одаривался каждый. Тогда был системный подход к образованию. В этих странах считают, что в технических дисциплинах человек может "добрать" и потом, а вот правильное воспитание и естественно-научность должна давать школа.
-- Проблема устойчивого развития сегодня тесно связана с обеспеченностью теми средствами, которые могут этому способствовать. Но Россия - исключение, т.к. она самодостаточна. У нас свой, особый путь развития. Мы - 1/6 часть мира и 1/6 часть всех плодородных земель, страна уникальных запасов пресной воды (а ведь более 50% Азии, 90% Африки испытывают недостаток питьевой воды).
-- Россия должна сохранить то, что мы имеем. Вся планета живёт уже давно за счёт десятого будущего поколения, которое только будет населять Землю.
-- Наш Краснодарский край обладает запасами пресной воды большими, чем вся Европа, ведь у нас два подземных водоносных горизонта: Большой Кавказский и Азово-Черноморский. И уже с глубины более 150 метров нашу воду можно пить, не применяя очистки.
-- Некоторое время назад продвигали идею, чтобы Россию (её Азиатскую часть) разделить на части и отдать тем странам, которые нуждаются в том или ином природном ресурсе.
-- Считается, что Россия и все россияне развращены своими богатствами, не считают их, что приводит к прямой зависти тех, у кого свои ресурсы уже закончились или заканчиваются.
Вот такая была нужная и интересная лекция, заставляющая задуматься.
Но это ещё не всё! Ведь был обещанный ещё со вчера сюрприз: слово взяла Надежда Денисовна Безуглая, секретарь Краснодарского регионального отделения РГО. Она вручила всем присутствующим на встрече членам РГО памятный подарок - книгу С. Васюкова о Кавказском побережье Чёрного моря "Край гордой красоты":
А потом - фотографирование и обсуждение предстоящей в субботу методической экскурсии в Хадыженск. Жаль, что не получается поехать, но надеюсь потом об этом прочитать в блогах коллег...
Но это не все мероприятия, приуроченные ко Дням учителя географии (Вы можете прочитать статью "Дни учителя географии-2013, или Участие в научно-методической конференции (День 1)" с подробным репортажем об этом мероприятии). В понедельник, 29 апреля можно будет принять участие в заключительном мероприятии - вебинаре, который проводится ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» «Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного общего образования» (29.04. с 12-00 до 14-00). Ведущая вебинара: Саренко Галина Ивановна, заведующая кафедрой естественно-географического и технологического образования института развития образования Омской области.
Участники: учителя географии общеобразовательных учреждений России.
Я обязательно приму участие!
Частично данная статья опубликована на сайте РГО.
Выступала Нина Васильевна очень неторопливо и тихо... Она не размахивала руками, не пыталась сделать нас своими сторонниками или в чём-то поучать, она говорила о том, что близко каждому из нас, о том, что в последние десятилетия волнует прогрессивное человечество... Мне показалось, что она доставала из моей головы частички мыслей, услышанные обрывки фраз, недодуманные идеи и выводы и складывала из них предложения.
Не берусь пересказывать всю полуторачасовую лекцию, но хочу поделиться с Вами тем, что успела записать на свои "учительские поля"... Может, какие-то сведения пригодятся Вам для уроков или выступлений, а что-то заставит пополнить свой багаж знаний по данной теме:
-- Все животные имеют свой ареал обитания, кроме человека: он захватил всю Землю.
-- В 1995 году была принята Экологическая доктрина Устойчивого развития, которую разработали для России европейские учёные. После этого все формы и уровни образования в России стали включать в себя экологию.
-- По мнению Вернадского есть экологическая история, экологическая география. Но сейчас акценты меняются: больше изучают не науку, а экологическую безопасность человека.
-- Первые учителя и учебники по экологии появились в середине 90-х гг. 20 века. Первыми экологами стали учителя физики, биологии, химии, географии и даже музыки после пройденной переподготовки.
-- Ректор КубГУ Астапов М.Б. - один из первых идейных экологов, который заставлял директоров школ внедрять факультативные курсы по экологии.
-- Экология - междисциплинарная наука. Минимумом знаний по экологии должен обладать каждый учитель, особенно учителя естественно-научного направления.
-- Глобальные проблемы человечества:
- 1 место: дефицит пресной воды,
- 2 место: потеря плодородных земель и плодородия почв,
- 3 место: глобальное загрязнение атмосферного воздуха (один автомобиль выбрасывает в воздух до 300 различных вредных соединений).
-- Человек XXI века не может прожить без электромагнитных излучений. Привычные излучения позволяют человеку создавать новые средства коммуникации. В XXI веке мы превращаем Землю в энергоинформационную систему (общепланетарное понятие). Есть виды растений и животных, которые не выдерживают воздействия этой ЭИС, потому их стало кратно больше исчезать с лица Земли.
-- К сожалению, человек привыкает к излучению (пример Чернобыля, когда люди возвращаются туда жить, хотя это возможно не ранее, чем через 300 лет!), но у него меняется биология. Особое влияние на человека оказывает вода, её качество.
-- Необходимы общие усилия человечества, чтобы улучшить мир. Но всё будет зависеть от того (тех), кто будет стоять во главе мира.
-- Устойчивое развитие должно быть не только в экологии, но и в экономике. Нельзя ставить экономику впереди экологии - это грозит гибелью всему человечеству. Должна быть экологизация всех видов человеческой деятельности.
-- Есть "сила", которая хочет сохранить на Земле т.н. "Золотой миллиард", эти люди считают, что больше Земля не выдерживает, а остальное человечество - лишние, они не нужны.
-- Устойчивое развитие - прерогатива той власти, которой народ доверяет свою судьбу.
-- Норвегия, Швеция, Финляндия начали экологизацию образования ещё в 80-х гг. прошлого века, частично скопировав систему образования с советской школы, когда минимумом знаний по всем предметам одаривался каждый. Тогда был системный подход к образованию. В этих странах считают, что в технических дисциплинах человек может "добрать" и потом, а вот правильное воспитание и естественно-научность должна давать школа.
-- Проблема устойчивого развития сегодня тесно связана с обеспеченностью теми средствами, которые могут этому способствовать. Но Россия - исключение, т.к. она самодостаточна. У нас свой, особый путь развития. Мы - 1/6 часть мира и 1/6 часть всех плодородных земель, страна уникальных запасов пресной воды (а ведь более 50% Азии, 90% Африки испытывают недостаток питьевой воды).
-- Россия должна сохранить то, что мы имеем. Вся планета живёт уже давно за счёт десятого будущего поколения, которое только будет населять Землю.
-- Наш Краснодарский край обладает запасами пресной воды большими, чем вся Европа, ведь у нас два подземных водоносных горизонта: Большой Кавказский и Азово-Черноморский. И уже с глубины более 150 метров нашу воду можно пить, не применяя очистки.
-- Некоторое время назад продвигали идею, чтобы Россию (её Азиатскую часть) разделить на части и отдать тем странам, которые нуждаются в том или ином природном ресурсе.
-- Считается, что Россия и все россияне развращены своими богатствами, не считают их, что приводит к прямой зависти тех, у кого свои ресурсы уже закончились или заканчиваются.
Вот такая была нужная и интересная лекция, заставляющая задуматься.
Но это ещё не всё! Ведь был обещанный ещё со вчера сюрприз: слово взяла Надежда Денисовна Безуглая, секретарь Краснодарского регионального отделения РГО. Она вручила всем присутствующим на встрече членам РГО памятный подарок - книгу С. Васюкова о Кавказском побережье Чёрного моря "Край гордой красоты":
А потом - фотографирование и обсуждение предстоящей в субботу методической экскурсии в Хадыженск. Жаль, что не получается поехать, но надеюсь потом об этом прочитать в блогах коллег...
Но это не все мероприятия, приуроченные ко Дням учителя географии (Вы можете прочитать статью "Дни учителя географии-2013, или Участие в научно-методической конференции (День 1)" с подробным репортажем об этом мероприятии). В понедельник, 29 апреля можно будет принять участие в заключительном мероприятии - вебинаре, который проводится ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» «Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного общего образования» (29.04. с 12-00 до 14-00). Ведущая вебинара: Саренко Галина Ивановна, заведующая кафедрой естественно-географического и технологического образования института развития образования Омской области.
Участники: учителя географии общеобразовательных учреждений России.
Я обязательно приму участие!
Частично данная статья опубликована на сайте РГО.