Музыка в моей душе - музыка на все времена...

Когда речь идёт о музыке, я сразу же вспоминаю... своё детство. Перед мысленным взором начинают мелькать картины из прошлого, унося на волнах воспоминаний всё дальше и дальше...
... Вот я в старшей группе детского сада пою на празднике, стараюсь, ведь надо петь не только хорошо, но и громче всех! )))
... А вот у нас не совсем обычный день, к которому воспитатели готовили нас около недели (мы разучивали песни для прослушивания), ведь в садик должны были прийти из музыкальной школы, чтобы предложить самым лучшим учиться в этой школе!

... Я помню огромный красный бант и белые носочки - мама сказала, что я должна быть самой нарядной и хорошо петь, чтобы меня взяли в эту музыкальную школу.
... А потом помню радость - взяли! Как же радовались и гордились родители, что меня приняли в первый класс!!! И радость эта была тем больше, что взяли в экспериментальную группу - мне только-только исполнилось 6 лет, а также тем, что взяли единственную из нашей логопедической группы... К слову, после месяца занятий в первом классе осталось только четверо ребят моего возраста, а после двух - я одна. Остальные ребята были "большие" - они учились во 2 - 3 классе...
Сбылась мамина мечта - я играла! Эх, ещё не знали родители, что после 30 раз проигрывания "В траве сидел кузнечик" им придётся давать мне столь запретные, но желанные шоколадные конфеты или отпускать гулять)))
... Зато во время домашних праздников гостям теперь не только демонстрировалось фото, где я сижу за пианино, но и всё это подкреплялось (ещё один повод полакомиться запретными конфетами)))) "импровизированным" концертом в 4 руки - мама отлично играет на пианино.
... А с какой гордостью я рассказывала своим новым школьным подругам, что это тут, в СОШ№42, я учусь в первом классе, а вот в музыкальной школе - во втором! Конечно, было нелегко - у меня отличная пальцевая растяжка, гибкие "пальцы настоящего пианиста" по словам учительницы, но... маленькие пальчики и ладошка...
Учиться стало интереснее, когда музыкальная школа "переехала" ближе к дому и стала Детской школой искусств №1. Появились новые предметы, а благодаря идеальному слуху и сильному голосу ... поступило неожиданное предложение перейти с музыкального отделения на хоровое, солировать... Но родители, посовещавшись, решили оставить всё как было. Может, поэтому я люблю караоке? )))
Как жаль, что в то время было так мало (практически не было) личных фотоаппаратов - у меня нет фотографий с многочисленных концертов, в которых я участвовала.
Всегда очень любила подбирать популярные мелодии, а ещё... сочиняла песни. Но такое сочинительство пришлось больше на период 14-16 лет)))
И вот, отучившись СЕМЬ лет, наступил радостный и такой торжественный момент - вручение свидетельств об окончании Школы искусств. Только на вручении, увидев моих "одноклассников", мама поняла, что я была их ВСЕХ на 2 -3 года младше. Я заканчивала 7 класс, а большинство моих "музыкальных" одноклассников - 10 или 9. Мне не было тяжело (вот только маленькие пальчики...), мне было интересно!
Прошло много лет. Теперь никто не заставляет по 2 часа в день заниматься, учить наизусть ноты, неутомимо играть гаммы, но иногда я сама откидываю крышку пианино и... начинаю играть. Пальцы помнят всё, словно не было этих недель (месяцев, а иногда и лет). А что пальцы не помнят, то им напоминают ноты перед глазами )))). Нотных сборников дома много, но всегда играю несколько музыкальных произведений, самых любимых и дорогих сердцу.
Хочу поделиться ими с Вами.

Г.В. Свиридов "Метель"



Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

В 1964 году к Георгию Васильевичу Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.

Стиль Георгия Васильевича Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, а начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Памятник
Георгию Свиридову
в Курске
Музыка Георгия Васильевича Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.




Полонез Огинского "Прощание с Родиной"



Michal Kleofas Oginski
Полонез Огинского «Прощание с родиной» — полонез ля минор, написанный польским композитором Михалом Огинским в 1794 году. Один из самых известных полонезов (полонез - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам).
Считается, что Огинский написал полонез, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Костюшко, в котором он принимал участие.

История создания полонеза Огинского "Прощание с Родиной" такова.
Михал Клеофас Огинский, который в 1793 году занял должность, называвшуюся "Великий подскарбий Великого княжества Литовского" - по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов. Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными.

К 1793 году в результате "разделов" Австрия, Пруссия и Российская империя "оттяпали" от Речи Посполитой почти половину территории, и держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой, и тем самым переполнили чашу терпения поляков, литовцев и белорусов. Причём недовольны были в основном люди не очень богатые, а тогдашние "олигархи", которых называли "магнатами", наоборот, поддерживали оккупантов, так как их богатству ничего не угрожало.

И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огинский, происходил из белорусов). Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на личные, а казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек. Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова "Свобода. Стойкость. Независимость".

В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился в Венеции.

Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез "Прощание с Родиной" (по-польски - "Pozegnanie Ojczyzny"). За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году российский император Александр II амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского. Композитору было возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с которой он до этого казалось бы навсегда распрощался.

В 1817 году Михал Клеофас Огинский отказался от всех государственных должностей, и вернулся в своё имение, затем он жил в Вильно (нынешний Вильнюс) и Варшаве, а в 1822 году в связи с резко ухудшившимся здоровьем уехал лечиться в Италию, и поселился во Флоренции, где и умер через 11 лет, в 1833 году.

По правилам польского языка фамилия Oginski произносится как Огиньский, с мягким знаком, хотя в русскоязычных источниках мягкий знак обычно убирают, поэтому оба сокращённых названия - "Полонез Огинского" и "Полонез Огиньского" - одинаково правильны.
Кстати, многие россияне ошибочно пишут название данного музыкального произведения как "Полонез Агинского", путая композитора Огинского с Агинским Бурятским автономным округом.
Помимо ошибок в названии нередко допускают ещё и ошибку историческую - полонез "Прощание с Родиной" обычно считают исключительно польской национальной музыкой, однако полонез Огинского в такой же степени белорусский, как и польский.
«Полонез Огинского» дал название одноимённому фильму. В московском метрополитене начальные такты полонеза Огинского звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты.


"К Элизе" (нем. Für Elise) Людвиг ван Бетховен



"К Элизе" (нем. Für Elise) — знаменитая фортепианная пьеса-багатель (небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса для фортепиано) Людвига ван Бетховена.
Произведение это уже долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами. Знаменитая ля-минорная багатель при жизни Бетховена издана не была. Публика о ней узнала благодаря биографу композитора, господину Нолю, обнаружившему рукопись.

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нот. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: "Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля". Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.

Тереза Малфатти
Кем была эта Элиза, точно мы не знаем. Современные музыковеды сомневаются – не было ли посвящение по причине плохого почерка композитора прочитано неправильно. Знаменитое произведение Людвига Бетховена "К Элизе", как оказалось, могло быть посвящено не Элизе, а Терезе. Рукопись этой фортепьянной элегии, написанной композитором в 1808 г., бесследно исчезла. Однако австрийским исследователям-музыковедам удалось точно установить, что во время создания композиции Бетховен ухаживал за дочерью венского врача Терезой Малфатти, и именно ей посвятил свое гениальное произведение. При наборе партитуры в типографии не смогли разобрать плохой почерк композитора, и на свет появилась элегия "К Элизе".

Элизабет Рёкель
По другой версии, выдвинутой в 2009 году берлинским музыковедом и исследователем творчества Бетховена Мартином Копитцем, автором издания «Бетховен глазами своих современников», пьеса «К Элизе» была посвящена немецкой сопрано-певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. В дружеском кругу девушку звали Элизой, а когда в 1810 году она переехала из Вены в Бамберг, Бетховен сделал ей прощальный подарок. Однако каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти ещё при жизни Элизабет Рёкель, остаётся неясным.


Конечно, это только три из... огромного количества самых замечательных всемирно известных музыкальных произведений. Если я сажусь за пианино, то отдаюсь музыке Свиридова, Огинского, Бетховена. Я думаю, что эти произведения бессмертны! Согласны?

При написании данной статьи была использована информация из Википедии.