Я - учитель географии: мастер-класс "Миграции населения"

Cомневалась... Беспокоилась... Переживала, получится ли? Смогут ли из-за проходившей в эти часы в Краснодаре эстафеты Паралимпийского огня к нам на мастер-класс учителей географии гимназии №18 приехать (вернее, добраться) гости...
Но всё же гости были и мероприятие состоялось!

5 марта в 14-00 в нашей гимназии был проведён мастер-класс для географов города.

Тема: "Изучение темы "Миграции населения" в 8-х классах (УМК "Дрофа") и 10-х классах (УМК "Полярная звезда")".

Выступающие:
Бегова Нина Николаевна, учитель географии МБОУ гимназии №18,
Казанцева Лилия Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №18.

Гости: 
Овсянникова Наталья Маратовна, ведущий специалист отдела развития образования МКУ КНМЦ,

Мещерякова Елена Валерьевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №89, тьютор Западного округа.

Конечно, хочется, чтобы появился отзыв об этом мероприятии на сайте КНМЦ (если будет, вставлю сюда ссылку), но знаю, что моя коллега-географ готовит статью для городской газеты "Панорама образования"...

После радости встречи с коллегами и рассказов о транспортном коллапсе в городе (что поделать - Эстафета!), мастер-класс начался. Первой выступала Нина Николаевна Бегова. Она поделилась с нами своим видением темы "Миграции населения" и её основных вопросов. Материал был очень необычный - это не была лекция, а только те особые грани изучаемой темы, которые, к сожалению, не показаны в учебнике, но очень важны на уроке. Признаюсь - многое просто записывала, чтобы тоже обратить на это внимание на своих уроках!
 Она говорила о причинах и следствиях нетерпимости к мигрантам, о том, что в Санкт-Петербурге так и не считают коренными жителями тех, кто прожил в городе около 60 лет (они не несут истинной культуры), о насильственных переселениях заключённых а Сахалин и в Сибирь в начале 20 века, об основных линиях миграций населения России в 20 веке, о проблемах возвращения вынужденных мигрантов на прежние места жительства, поделилась картой "География ГУЛАГА", были затронуты вопросы миграций населения в произведениях А.Приставкина и А.Солженицына...
Конечно же, были и вопросы от присутствующих коллег, на которые Нина Николаевна исчерпывающе ответила. А я подумала, что столь любимая мною тема может быть рассмотрена с таких необычных ракурсов...


Я приготовила для коллег раздаточный материал - рабочие листы к уроку в 8 классе, заготовки для самостоятельной и групповой работы на уроке, дополнительный материал по теме для 10 класса (таблицы с данными) и... заготовки для смайликов-настроения))))
Мой мастер-класс сопровождался красочной презентацией. А начали мы его с того, что коллеги нарисовали на заготовке своё настроение, с которым они пришли сегодня на мероприятие - было приятно получить РАЗНЫЕ смайлики: один улыбающийся, один задумчивый и один с высунутым язычком)))))
Я не буду останавливаться подробно на том, что было, лишь отмечу, что мы работали по индивидуальным заданиям, составляли схему видов и типов миграций, сочиняли предложения для правильного "входа" в тему урока и повторения изученного...... , но каждое действие с моей стороны сопровождалось пояснениями: зачем, почему, как... Я считаю, что именно такие пояснения наряду с одновременным проигрыванием фрагментов урока и есть мастер-класс.
Показать и научить одновременно, пояснив, зачем и как = мастер-класс.
Не обошли мы стороной и наш Краснодарский край и его миграционные особенности. Именно в этой части я ставлю перед детьми самые сложные проблемные вопросы. Конечно же, я показала и свою любимую цвето-музыкальную физкульт.минутку в середине урока. Рассказывала о привлечении интернет-ресурсов для выполнения домашнего задания, о правилах проведения социологического опроса...
(Краснодарские Пеликаны... Вам ничего не напоминает урок, который я использовала как основу для мастер-класса? ))))))
 Рассказала об особенностях работы на уроках в 10 классе и возможных вариативных способах применения табличных данных, продемонстрировала возможности мультимедийного учебника... И, конечно же, научила составлять синквейн!!! Отвлеклась, правда, и от темы мастер-класса, поделилась результатами недавно проведённого эксперимента с географическими синквейнами на уроках в 6 классе.

Что же в итоге? А итогом стала запланированная заранее рефлексия, где я предложила всем присутствующим не только оставить отзыв о том, что они увидели, свои рекомендации, но и... поделиться своим синквейном по теме "Миграция"
Очень было приятно прочитать в такой "обратной связи", что по мнению коллег
"... учителя гимназии №18 идут в ногу с современными требованиями, предъявляемыми к урокам географии", 
"... мастер-класс понравился, несмотря на разные УМК урок универсален, может быть использован другими учителями...", 
"... разнообразные подходы в методике преподавания, очень интересно!"
И очень тронуло пожелание Натальи Маратовны Овсянниковой "продолжать работать так же интересно, как и сейчас, приглашать молодых учителей на мастер-классы!"
Спасибо, коллеги!
Синквейны, правда, пока только два:
Миграция.
Быстрая, положительная.
Увеличивает, меняет, уменьшает.
Изменяет количественный состав населения.
Движение.

Миграция.
Сезонная, постоянная.
Приезжать, уезжать, депортировать.
Желающие изменений в своей жизни и мира.
Перемещение.

Но не могу не добавить и свой синквейн:
Миграция.
Добровольная, изменяющая, разделяющая.
Соединять, страдать, зарабатывать.
Является поиском лучшей жизни.
Людской поток.

Благодарю коллег, которые нашли время и возможность приехать к нам с Ниной Николаевной Беговой в гимназию №18. С радостью принимаю предложение о мастер-классе для молодых учителей города. Мне было очень радостно и приятно видеть доброжелательно настроенных и очень компетентных коллег!
 Спасибо!

Ваша... учитель географии 
Лилия Павловна.
 

А вот какой отзыв о мероприятии появился на сайте Краснодарского научно-методического центра: "Мастер-класс – это опыт и педагогическое мастерство учителя!".
Наталья Маратовна, спасибо!