Дни учителя географии-2014, или Участие в научно-методической конференции

Вчера, 24 апреля в соответствии с планом XI Краснодарского педагогического марафона в рамках Дней учителя географии в Краснодаре состоялась V научно-методическая конференция «Развитие географического образования в условиях изменения походов к преподаванию и итоговому оцениванию». Я очень рада, что мне удалось принять участие в этом очень значимом для всех краснодарских учителей мероприятии, увидеть коллег, обменяться приветствиями и новостями, а потому хочу поделиться со всеми своими впечатлениями, правда, очень разными...

Итак, встретились географы города в актовом зале гостеприимной школы №35. Я поздоровалась с коллегами и стала выбирать себе место))))))) Делала это с упоением (пришла вовремя, а потому свободных мест было много), что с улыбками и отметили коллеги - я ж не просто сяду, где свободно, а побеспокоюсь заранее, как будет падать свет от окна, будет ли хорошо видно президиум и выступающего... Что поделать, наверное, блогерство уже в крови! ))))))))
Получили программки с расписанием нашей работы, которые, кстати, пригодятся каждому выступающему для своего учительского портфолио. Предлагаю посмотреть сразу, о чём же будут говорить в этот день самые активные географы города.

Подать свою работу на конференцию мог каждый учитель географии нашего города. Сначала меня удивило то, что Организаторы попросили заранее выслать свои материалы для выступления (текст и презентацию) на электронную почту. Признаться, была несколько растеряна - не доверяют? будут вносить правки? Даже проконсультировалась с коллегами других предметов - а как у них, собирают? Оказалось нет...
Но всё оказалось намного проще - это было сделано для удобства, т.к. предполагалось большое количество выступающих. И ведь так и правильно! Мне не пришлось толкаться перед началом очереди возле компьютера, чтобы сбросить свою презентацию...
Пленарное заседание
Алексей Александрович Оробец, начальник отдела развития образования КНМЦ и модератор сегодняшнего мероприятия, приветствовал всех присутствующих и объявил регламент работы.

Нина Васильевна Витульская, руководитель природоохранительной комиссии Краснодарского регионального отделения РГО рассказала о роли школьного географического образования в формировании экологической культуры нового поколения.
Честно говоря, её хотелось слушать и слушать..., впрочем, как и год назад. Приведу несколько тезисов из её выступления:
-- благодаря географии мы существуем;
-- география - единственная из всех наук, которая является системной, т.е. обеспечивающей жизнь на Земле;
-- все элементы, входящие в географию, очень важны;
-- изучать свою страну можно независимо от того, большая она или маленькая (привела пример Израиля);
-- главная задача учителя географии - формирование культуры на основе социоприродных элементах;
-- помимо уже известных нам четырёх сфер (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера) уже необходимо выделять и пятую сферу - энерго-информационную;
-- все естественные науки (биология, физика, химия и др.) вышли из географии;
-- если изучать географию формально, то человек может превратиться в геолого-разрушительную силу.
Также Нина Васильевна рассказала о том, чем занимается возглавляемая ею природоохранительная комиссия (именно природоохранительная, это не ошибка!), в которую входят путешественники, биологи, экологи, физики и географы. Одно из самых значимых дел - они не допустили строительства АЭС в Мостовском районе.

С докладом о роли учителя в школе выступила всегда элегантная Наталья Маратовна Овсянникова - ведущий специалист отдела развития образования КНМЦ. Многое в её докладе было созвучно уже сказанному Ниной Васильевной Витульской. Но, наверное, это лишнее свидетельство тому, что наука и практика идут рука об руку! А мне больше всего из её выступления запомнились несколько фраз:
-- за формирование у школьников географической культуры отвечают именно учителя географии;
-- природа + общество + человек = три начала всего;
-- американская школа настолько патриотична, что с малых лет дети учатся правильно отмечать на картах территорию США, они никогда не забудут Гавайские о-ва или Аляску. А у нас..?
-- культура - высшее проявление человеческого образования.

Ольга Александровна Парамонова - специалист по информационной работе ИД "АСТ-ПРЕСС", Заслуженный учитель Башкортостана рассказала о продукции, выпускаемой издательством.
Мы не только услышали про атласы, но и каждый из присутствующих имел возможность не просто полистать атлас, но и... забрать его (а если повезло, то и несколько) с собой для использования в работе.
Признаться, первым делом, вернувшись с конференции, а нашла сайт издательства, посмотрела примерные цены и осталось у меня хорошее впечатление... Например, в одном из интернет-магазинов контурные карты стоят 23 рубля, а атлас с контурными картами - 83. Мы с ребятами в этом году покупали атласы другого издательства по 130 рублей (это ещё долго искали!).
Но ведь дело не только в цене. Содержание, которое постоянно обновляется (в атласах 2014 года все данные за 2012 год), также очень впечатлило.
В атласах есть не только "программные" карты, но и дополнительные, столь необходимые в работе.
Кто-то, прочитав вышенаписанное, посчитает это рекламой - так оно так и есть! Мне - понравилось! Я взяла у  Ольги Александровны визитку, так что если Вас заинтересовали атласы - с радостью поделюсь информацией. А ещё она поделилась и адресом своего лично сайта. Смотрим вместе:
Естественно, задали свои вопросы географы Краснодара и про Крым... Будут ли атласы, выпущенные после апреля-2014, включать обновлённые карты России? Ответ был ожидаем - только после того, как это разрешит Институт картографии и геодезии. А пока готовятся к печати специальные вкладыши в атласы, на которых будут обновлённые (с Крымом) политико-административная и физическая карта РФ.
Ольга Александровна подарила Алексею Александровичу Оробцу книгу про названия рек и озёр России.

Следующие 40 минут пленарной части конференции прошли под девизом "Новый учитель в новой школе".
Ирина Михайловна Кремза, заместитель директора СОШ №6 рассказывала о новых подходах в её педагогической деятельности, уделив особое внимание методике построения урока с использованием УМК ИЦ "Вентана-Граф". Девиз её работы: "Каждый учитель - творец своего урока".
И вот тут, в самом центре её выступления, меня посетила одна очень важная мысль... Признаться, удивилась, что никогда не писала об этом ранее в блоге. Но решила проверить свои впечатления во время докладов других участников... 


Следующее выступление заставило всех присутствующих встрепенуться)))) Гришина Елизавета Андреевна из СОШ №78 вместе с залом рассуждала о том, каким должен быть современный урок, а каким - современный учитель. Очень наглядно она показала различия между традиционными, современными и ФГОСовскими уроками, рассказала о тех проблемах, с которыми столкнулась в своей школе (нет возможности выйти у интернет прямо на уроке, нельзя соединить несколько классов сразу, пожаловалась на переполненность классов).
И снова важная мысль, пришедшая в голову во время предыдущего выступления, не давала мне покоя...

Анжелика Владимировна Эсауленко из гимназии №54 представила нашему вниманию свою методическую лабораторию, которая впервые прозвучала около года назад на конкурсе "Учитель года города Краснодара-2013".

А следующий выступающий не возражал, чтобы я поделилась даже слайдами с его выступления)))))
Моя тема выступления звучала так: "Использование блога учителя во внеклассной и внеурочной деятельности". Так как в последние три года я довольно часто выступаю, то у меня есть несколько излюбленных фонов для оформления презентаций. Но в этот раз решила попробовать что-то новенькое...
У меня было ровно пять минут, чтобы рассказать о том, что я делаю в блоге. Но учитывая специфичность и узкоспецифичную направленность аудитории (учителя географии) решила остановиться только на одном аспекте - как учитель географии может использовать блог.
Пока Вы рассматриваете слайды, хочу поделиться наблюдением. Нынче очень модным стало вести свой собственный блог... Не будем трогать тему ПНПО и "блогов-весенников", но бывало и так, что слушая выступления коллег, с изумление узнавала, что учитель ведёт блог... Искала, находила и... разочаровывалась. Думаю, достоверность моей работы в этом направлении ни у кого не вызовет сомнений!
А ещё было очень приятно слышать одобрительные слова коллег с места во время рассказа.
Хотелось поделиться многим... Но одним замечательным Педагогом и Наставником приучена к соблюдению регламента, а потому - не стала углубляться, а сделала небольшую раздатку для коллег-географов, чтобы те, кого заинтересовало моё выступление, смогли потом открыть блог и познакомиться со всем подробнее!
И ещё раз поймала себя на той самой мысли... Ну что ж, тема следующего поста в блоге определена! Кстати, а Вы догадались, о чём я? )))))

А потом началась работа по секциям.
Все присутствующие разделились на три группы и перешли в другие кабинеты. Моя коллега из школы - Нина Николаевна Бегова, выступала в секции "Воспитательный потенциал географии", а мне очень приглянулась секция "Новые технологии и проекты". Итак, посетим именно эту секцию прямо сейчас.
После настройки аппаратуры и, к сожалению, довольно-таки безуспешной борьбы со всюду проникающим солнечным светом, работа закипела...

Первой выступала Алиса Николаевна Параскевова из СОШ №16. Она рекомендовала всем присутствующим использовать на уроках интерактивные модули с сайта ФЦИОР, подробно рассказала о том, как их скачивать и устанавливать на свой ПК.

Своими учительскими "изюминками" с нами поделилась Елена Валерьевна Мещерякова - Учитель года Краснодара-2004, учитель географии из СОШ №89. Мне очень понравилось её выступление искренностью и добротой к ребятам, которых она учит. В 7 классах при изучении различных стран Елена Валерьевна устраивает уроки-туры, когда дети приносят круассаны (Франция), поют гимны, рисуют флаги, угощают оливками... Также было очень интересно узнать, что её ученики не просто скачивают с интернета к урокам презентации, а перерабатывают их - ведь этот творческий учитель определил свои требования к тому, какой должна быть презентация.

Я была очень рада встрече с Еленой Петровной Благовещенской из СОШ №83. Она поделилась своим опытом работы по дистанционному обучению. Думаю, что не только я, но и многие присутствующие (о чём позже было сказано) думали, что дистанционное образование применяется только для ребят с ограниченными возможностями. Как оказалось, это не так. Проект "Телешкола" работает и для одарённых детей, а также готовящихся сдавать ЕГЭ по разным предметам. Упомянула Елена Петровна и о реорганизации собственного блога "Бригантина", постоянным читателем которого я являюсь.

Надежда Григорьевна Косякина из лицея №4 поделилась с нами современными приёмами работы с одарёнными детьми.  Большая часть интересных вопросов, на которые отвечают её одарённые ученики, найдена ею на страницах книг А.Фромберга или взята из вопросов вступительных испытаний на географический факультет Куб ГУ до введения ЕГЭ. Поделилась также основными направлениями кружковой работы.

Анастасия Викторовна Марухно - молодой педагог из лицея №64, восторженно и очень подробно рассказала о проведённом ею в начальном курсе географии исследовательском проекте "Наблюдение за погодой". И анкеты они с ребятами заполняют, и опросы граждан об их самочувствии проводят, и фотографируют одно и то же место 10 дней, чтобы увидеть изменения в природе.... Очень она мне напомнила меня лет ...цать назад))))))))) И глаз горит, и в голосе))))) Молодец! Очень хочется пожелать ей успехов и как можно дольше быть такой же восторженной своей профессией!

Завершилась работа секции выступлением Прохоровой Марины Геннадьевны из СОШ №50, которая поделилась своим опытом работы по ФГОСам в 5 классе. Вот только жалко, что по словам Марины Геннадьевны она "не владеет компьютерными технологиями в достаточной степени, чтобы сфотографировать работы детей и принести их с собой". Но мы услышали об этих потрясающих работах на очень значимые географические темы.

На этом работа в секциях была завершена. И мы вернулись в актовый зал на круглый стол "Проблемы географического образования".
Представители от каждой секции рассказали о том, что они увидели и услышали.
А потом был сюрприз. Авторы самых интересных докладов были премированы интересными изданиями от Ольги Александровны Парамоновой. В той номинации, где я была, самыми лучшими докладами были признаны доклады Е.В.Мещеряковой, Е.П.Благовещенской и А.В.Марухно.
А это Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования КНМЦ готовится к награждению участников. Наталья Маратовна обратила внимание всех учителей на два профессиональных конкурса - "Учитель года города Краснодара" и "Учительские вёсны", предлагала попробовать свои силы.
Алексей Александрович Оробец, начальник отдела развития образования КНМЦ вручил всем выступавшим в этот день дипломы о выступлении.
Н.Н.Бегова, моя коллега из гимназии №18
Е.П.Благовещенская, МБОУ СОШ №83
Очаровательная Н.Г. Мелихова, КПКУ
Е.В.Мещерякова, СОШ №89
V научно-методическая конференция «Развитие географического образования в условиях изменения походов к преподаванию и итоговому оцениванию» завершена!

Получила свой диплом и я)))))) Правда, сфотографировала его уже дома.
К сожалению, не помню в какой точно момент, но в актовом зале был затронут вопрос об оформлении работ на конкурсы, и одна из коллег (ах, как мне было приятно это слышать!) сказала, что совсем недавно в блоге "ГЕОГРАФОЧКА" как раз был затронут этот вопрос... Приятно было слышать, эх, если бы ещё коллеги и писали комментарии, общались... Думаю, что всё впереди!

Вот такой интересный и очень памятный день был 24 апреля 2014 года!
Географы Краснодара, Вы - самые лучшие! Спасибо за идеи, за возможность высказаться, да и просто пообщаться и поговорить с единомышленниками!