Сегодня днём, общаясь на одном из педагогических форумов, поразилась просто невиданной безграмотности и абсолютному отсутствию культуры у... педагогов! И не здороваемся мы, и встреваем без разрешения, и позволяем себе ненормативную лексику, и не утруждаем себя ответной благодарностью... Этот список можно продолжать и продолжать. Но больше всего меня поразила обычная безграмотность - орфографическая, грамматическая, пунктуационная.
Для начала предлагаю вспомнить основные слагаемые педагогической культуры:
• педагогическая направленность личности;
• психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность;
• нравственная чистота;
• гармония рационального и эмоционального;
• система профессионально-педагогических качеств;
• педагогическое общение;
• требовательность к себе;
• стремление к самосовершенствованию.
Вот вроде бы и нет нигде этой грамотности, но неужели современный педагог, имея СТОЛЬКО возможностей (справочные сервисы Интернета, подчёркивание ошибочно написанных слов, автоматическое исправление ошибок и пр. и пр.), не может дисциплинировать себя и хотя бы ПОПЫТАТЬСЯ писать правильно? Не это ли можно прочитать в пп.2, 7-8 слагаемых педагогической культуры?
Смешно или бесконечно больно, обидно, страшно?
Для начала предлагаю вспомнить основные слагаемые педагогической культуры:
• педагогическая направленность личности;
• психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность;
• нравственная чистота;
• гармония рационального и эмоционального;
• система профессионально-педагогических качеств;
• педагогическое общение;
• требовательность к себе;
• стремление к самосовершенствованию.
Вот вроде бы и нет нигде этой грамотности, но неужели современный педагог, имея СТОЛЬКО возможностей (справочные сервисы Интернета, подчёркивание ошибочно написанных слов, автоматическое исправление ошибок и пр. и пр.), не может дисциплинировать себя и хотя бы ПОПЫТАТЬСЯ писать правильно? Не это ли можно прочитать в пп.2, 7-8 слагаемых педагогической культуры?
Я не согласна с теми, кто пытается найти оправдание безграмотной речи учителя, ведь учителя уже по определению должны быть высокообразованными людьми! Вы же не станете спорить, что НОРМОЙ является то, что человек соблюдает правила личной гигиены, выполняет требования общежития, спускает за собой воду в туалете, не ест руками из общей посуды. И при всём этом он уважает не только себя, но и свою Родину, свой народ, свой язык. По крайней мере, так было до сих пор. Почему же наше сознание изменилось настолько, что мы готовы оправдать корявую речь человека с университетским образованием местом рождения или тем, что он преподает НЕ русский язык, а, предположим, математику или физкультуру?
Почему то, что мы НЕ позволяем учителям русского языка и литературы, мы можем позволить/простить/не заметить учителю музыки, химии, биологии, географии, начальных классов и др.?
ПО-ЧЕ-МУ ???
Они разве НЕ УЧИТЕЛЯ? Они могут не обладать частью педагогической культуры?
Почему то, что мы НЕ позволяем учителям русского языка и литературы, мы можем позволить/простить/не заметить учителю музыки, химии, биологии, географии, начальных классов и др.?
ПО-ЧЕ-МУ ???
Они разве НЕ УЧИТЕЛЯ? Они могут не обладать частью педагогической культуры?
Языковые нормы ДОЛЖНЫ сохраняться, они должны быть едиными ДЛЯ ВСЕХ граждан, а не выборочно! А ещё оберегать язык обязано государство, потому что с разрушения языка начинается разрушение нации и не только, даже цивилизации!
Я не понимаю, почему современные правила подстраиваются под разговорную речь или под то, как их привыкло употреблять большинство? Получается, если на самом высоком "руководственном" уровне кто-то постоянно допускает ошибки, то что, проще поменять правила, чем научить его/их писать правильно? )))))))
Ну вот привыкла я, что слово "кофе" мужского рода!
"Теперь не ошибка сказать «черное кофе» или поставить ударение в слове «договор» на первый слог. Также словари разрешают говорить «йОгурт» и «йогУрт», «по срЕдам» и «по средАм».
«Интернет» правильно писать только с большой буквы, а «Цхинвали» не иначе, как с «и» на конце. «Факсимиле» произносится с ударением на второй слог.
Наибольшие проблемы при написании часто вызывают заимствованные слова, в частности, начинающиеся на ре — и ри-. Новые справочники и здесь приходят на помощь. В них можно найти слова «риелтор» и «ремейк», а также «офшор», «диггер», «факс-модем» и «файл-сервер».
«Файф-о-клок» теперь тоже считается русским словом и вполне можно сказать «у меня не было сегодня файф-о-клока» в значении «я сегодня не полдничал»." Источник.
Ну что, коллеги, Вы сегодня файф-о-клокали? ))))))
Предлагаю всем нам вспомнить, что когда-то давно безграмотность была нормой для низших слоёв населения России. Считалось, что русскому мужику грамота незачем, лишь бы пахать умел. Грамотная речь всегда была одним из главных показателей образованности и интеллигентности человека.
Вопрос: Может быть, сегодня мы нашли другой - более значимый - эквивалент этому показателю?
Я не понимаю, почему современные правила подстраиваются под разговорную речь или под то, как их привыкло употреблять большинство? Получается, если на самом высоком "руководственном" уровне кто-то постоянно допускает ошибки, то что, проще поменять правила, чем научить его/их писать правильно? )))))))
Ну вот привыкла я, что слово "кофе" мужского рода!
"Теперь не ошибка сказать «черное кофе» или поставить ударение в слове «договор» на первый слог. Также словари разрешают говорить «йОгурт» и «йогУрт», «по срЕдам» и «по средАм».
«Интернет» правильно писать только с большой буквы, а «Цхинвали» не иначе, как с «и» на конце. «Факсимиле» произносится с ударением на второй слог.
Наибольшие проблемы при написании часто вызывают заимствованные слова, в частности, начинающиеся на ре — и ри-. Новые справочники и здесь приходят на помощь. В них можно найти слова «риелтор» и «ремейк», а также «офшор», «диггер», «факс-модем» и «файл-сервер».
«Файф-о-клок» теперь тоже считается русским словом и вполне можно сказать «у меня не было сегодня файф-о-клока» в значении «я сегодня не полдничал»." Источник.
Ну что, коллеги, Вы сегодня файф-о-клокали? ))))))
Предлагаю всем нам вспомнить, что когда-то давно безграмотность была нормой для низших слоёв населения России. Считалось, что русскому мужику грамота незачем, лишь бы пахать умел. Грамотная речь всегда была одним из главных показателей образованности и интеллигентности человека.
Вопрос: Может быть, сегодня мы нашли другой - более значимый - эквивалент этому показателю?
Двести лет назад средний школьный учитель был на порядок более образован, чем средний родитель школьника. Поэтому школьники получали от учителя те знания и ту культуру, которые они не могли получить от своих родителей.
Что изменилось в двадцатом веке? Родители стали образованнее? Учителя поглупели? Или мы все идём к утопии?
Что изменилось в двадцатом веке? Родители стали образованнее? Учителя поглупели? Или мы все идём к утопии?
В США учитель, не умеющий ни читать, ни писать,
целых 17 лет успешно работал в школе.
По словам самого Джона Коркорана, он был безграмотным еще в школе, но преподаватели просто переводили его из класса в класс, отказываясь замечать его проблемы: «Помню, когда мне было 8 лет, я просил Бога: «Пожалуйста, завтра, когда будет моя очередь читать, сделай так, чтобы я мог читать». В классе я притворялся невидимым, и когда преподаватель говорил: «Джонни, читай», я просто пережидал, потому что ему нужно продолжать урок».
Позднее, чтобы скрыть свою неграмотность, Коркоран стал нарушать дисциплину. С 5-го по 7-й класс его постоянно выгоняли и отстраняли от занятий. «Учителя считали, что у меня эмоциональные, психологические и поведенческие проблемы, а не проблемы с чтением», – говорит он. Различными обманными путями ему удалось окончить школу и получить аттестат в 1956 году. «Я сдавал чужие работы, встречался с кем надо и общался с абитуриентами. Воровал тесты и просил друзей делать задания за меня. Я не понимал написанное, но понимал систему, понимал людей», – пояснил Коркоран.
Поскольку у него были достижении в спорте, Коркорана после школы взяли в педагогический колледж Texas Western College. Там, по его словам, он тоже постоянно обманывал. В 1961 году Коркоран закончил колледж со степенью бакалавра. Он утверждает, что в то время все еще был безграмотным. Из-за нехватки преподавателей после учебы он сразу получил работу. «Когда я закончил университет, школьный округ в Эль-Пасо, где я ходил в школу, дал работу почти всем выпускникам колледжа», – говорит Коркоран.
По его словам, он проработал учителем 17 лет. Вел уроки устно, а в остальном полагался на добровольных помощников. «Я создал устную и визуальную среду, где не было письменных слов. В каждом классе у меня было 2–3 помощника, которые писали и читали», – рассказывает он. Оглядываясь назад, Коркоран вспоминает: «Как преподавателю мне действительно было больно думать, что я не умею читать. Это позор для меня, для страны и школы». Потом Коркоран бросил преподавание и занялся недвижимостью, став в итоге успешным риэлтором.
К вопросу своей грамотности Коркоран вернулся, когда ему исполнилось 48 лет. Обратившись в специализированный центр, за год он научился читать на уровне 6-го класса школы. Сейчас Коркоран является поборником идеи грамотности. «Думаю, что неграмотность в Америке – это форма пренебрежения к детям и жестокого обращения с ними», – считает он. Бывший неграмотный учитель успел написать 2 книги: «Учитель, который не умел читать» и «Дорога к грамотности», а также создать фонд, который занимается обучением безграмотных в штатах Калифорния и Колорадо.
Можно бесконечно долго негодовать и охать, как такое могло случиться, кто позволил, как проглядели?! А можно задуматься и поискать "коркорана" в себе...
Сразу же хочу уточнить, что речь идёт не об ОПИСКАХ, которые могут быть у каждого (хотя описки эти бывают именно в нашей "печатной" речи, думаю, в журнале или в заявлении мы описок не делаем!), а именно о том, насколько правильно мы выражаем свои мысли в блогах и комментариях. Описки всегда досадно обнаруживать, особенно, когда нельзя их исправить. Но ведь есть и те, кто пишет с такими ошибками, что невольно закрадываются в голову вопросы...
Признаюсь, однажды я поступила очень плохо. Одной коллеге в обсуждениях её работы на сайте анонимно (но очень корректно и вежливо) я написала о том, что следует больше внимания обращать на правописание, ведь она учитель. Коллега обиделась. Уточню, я написала это именно анонимно. Не со зла. Без плохого умысла. Но уже просто невозможно было читать её искренние, добрые, замечательные строки с грубейшими ошибками. Конечно, коллега негодовала и сокрушалась... Но!!!!!! Но она обратила на это внимание и стала писать заметно грамотнее! Вы скажете, что негоже так было поступать? Я знаю. Но не могла поступить иначе. Смотрю на её тексты до и после и... и понимаю, что всё не зря.
Сразу же хочу уточнить, что речь идёт не об ОПИСКАХ, которые могут быть у каждого (хотя описки эти бывают именно в нашей "печатной" речи, думаю, в журнале или в заявлении мы описок не делаем!), а именно о том, насколько правильно мы выражаем свои мысли в блогах и комментариях. Описки всегда досадно обнаруживать, особенно, когда нельзя их исправить. Но ведь есть и те, кто пишет с такими ошибками, что невольно закрадываются в голову вопросы...
Признаюсь, однажды я поступила очень плохо. Одной коллеге в обсуждениях её работы на сайте анонимно (но очень корректно и вежливо) я написала о том, что следует больше внимания обращать на правописание, ведь она учитель. Коллега обиделась. Уточню, я написала это именно анонимно. Не со зла. Без плохого умысла. Но уже просто невозможно было читать её искренние, добрые, замечательные строки с грубейшими ошибками. Конечно, коллега негодовала и сокрушалась... Но!!!!!! Но она обратила на это внимание и стала писать заметно грамотнее! Вы скажете, что негоже так было поступать? Я знаю. Но не могла поступить иначе. Смотрю на её тексты до и после и... и понимаю, что всё не зря.
Мой "коркоран"
Можно ли сказать, что я пишу абсолютно грамотно? Конечно, нет. Ведь многое из школьной программы уже подзабылось. Но я стремлюсь к тому, чтобы допускать как можно меньше ошибок! А как обидно было услышать похвалу от одной из коллег, что мне можно поставить хорошую "4"! ))))) О-о, как я "вскинулась" поначалу - если мне можно ставить "4", то тогда что ставить ..... )))))))) Это меня настолько задело, что стала повторять правила русского языка на досуге!
Я знаю, что в своей "печатной" речи использую недопустимые символы - скобочки (для того, чтобы показать смысловое значение-настроение той или иной фразы) и многоточие (показывающее, что мысль может быть развита и дальше). Но я так не пишу в официальных документах, в журнале и т.д. Можно ли сказать, что этим я нарушаю правила русского языка? Да.
Не оправдывая себя, просто констатируя - но как больно видеть досвиданья, увожаемый, нравственый, благодорю, искуство, преподователь и др...
Я вижу, что мне стало тяжело определить правописание частицы НЕ, я понимаю, что некоторые наречия не даются. Ну что ж, есть время и желание, буду изгонять из себя "коркорана", чтобы даже самый взыскательный читатель смог поставить мне хотя бы "5-"!
Этими размышлениями я хочу открыть новую рубрику, название и заставка которой говорят сами за себя:


