Мой педагогический август: Часть 1. Августовский семинар-совещание учителей географии Краснодара

Сегодняшним сообщением я открываю серию публикаций о семинарах-совещаниях-собраниях в рамках традиционных Августовских педагогических мероприятий, на которых присутствовала, принимала участие, была приглашена в педагогическом августе-2014. Сколько их будет - пока не знаю...
Первое мероприятие: Семинар-совещание учителей географии «Преподавание географии в условиях введения Федеральных стандартов второго поколения. Модернизация образования: Итоги, пути решения», которое проводилось 25 августа в СОШ №35.
Я очень давно хотела попасть на нашу географическую августовскую встречу! Так получалось, что в последние два года она наслаивалась на другие мероприятия, а от этого сегодняшняя встреча с коллегами оставила неизгладимые впечатления. Правда, несколько омрачённые... Впрочем, об этом чуть ниже)))))
 Пока все собирались и регистрировались, я "намётанным" взглядом выбрала себе удобное местечко - первый ряд от окна.
 Благодаря правильной организации мероприятия опоздавших не было!
Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра приветствовала всех присутствующих .
Она пожелала учителям географии города успеха и активности во всём: личном плане, профессиональном, а также, чтобы эту активность замечали и отмечали.
Огласив регламент мероприятия, Наталья Маратовна рассказала о том, что нам сегодня предстоит.
Благодаря Наталье Маратовне и Надежде Борисовне Лысенко (гимназия №23) у меня есть возможность поделиться с Вами программой нашего семинара-совещания:

Моя верная спутница - папка-"выступалка" послужила мне отличным подспорьем для фиксирования происходящего. А потому, предлагаю окунуться в самые важные вопросы, что интересуют не только учителей географии, но и других предметов.

Модернизация образования. Профессиональный стандарт педагога
— Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра
По материалам выступления Натальи Маратовны:
-- Нам нужны школы, которые не просто учат, но и воспитывают личность,граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.
-- Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью.
-- Под требования стандартов будет перестраиваться вся система профессионального образования: это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений - ВТУЗов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип - обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки.
-- Будет возрастать экспорт качественных образовательных услуг, создаваться условия для получения образования в российских вузах для иностранных граждан и наших соотечественников из государств СНГ.
-- В ближайшее время будет обеспечено взаимное признание документов о школьном образовании со всеми странами Содружества (СНГ), а также проработка вопроса о создании пунктов проведения ЕГЭ по российским стандартам. Это должно дать возможность талантливым молодым людям из стран Содружества поступать в наши высшие учебные заведения.
-- 2015 год в России будет Годом литературы.
Говоря о профессиональном стандарте педагога, Н.М.Овсянникова отметила, что ближайшие 4 года он будет апробироваться среди добровольных помощников. Профессиональный стандарт устанавливает те функции, которые должен выполнять работник, а также содержит требования к педагогу. Ключевая идея профессионального стандарта - умение педагога работать с разными ребятами, а также взаимодействовать с социально-педагогической и психологической службами школы.

Методические рекомендации о преподавании географии в условиях введения ФГОС на 2014/15 учебный год должны скоро появиться на сайте ККИДППО, так что, подождём...

Результаты итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ
Дальше, конечно, очень специфичная информация, которая будет интересна лишь выпускающим 11 классы учителям географии, но мне было ооочень интересно!
Как вы знаете, в этом году девятиклассники сдавали лишь два обязательных экзамена - русский язык и математику. Те экзамены по выбору в тестовой форме, которые мы привыкли называть ГИА, сдавать было можно, но незачем - они никак не учитывались. Зачем они - не знаю. Кто их выбирал - тоже вопрос. Но нашлись в Краснодаре пятеро ребят, которым эти экзамены (речь идёт про географию) зачем-то понадобились.... Правда, результаты получились ужасные.
 А потом Наталья Маратовна вкратце обрисовала картину результатов, полученных краснодарскими одиннадцатиклассниками на ЕГЭ...

 ... и для более подробного рассказа предоставила слово муниципальным тьюторам. Тьюторы есть в каждом из четырёх внутригородских округов.

Галина Валериевна Стеликова, учитель географии гимназии № 69, член предметной комиссии ЕГЭ, муниципальный тьютор КВО
Галина Валериевна призвала всех учителей как можно раньше узнавать, кто из их ребят будет сдавать ЕГЭ, а также рассказала об основных направлениях работы краснодарских тьюторов по географии и предложила самым успешным учителям поделиться своим опытом.
А потом все присутствующие увидели слайды с результатами Карасунского округа.
 Результаты были показаны и наглядно, и подробно, и очень понятно!
 Особо впечатлила рейтинговая таблица, где каждый учитель округа, чьи дети сдавали ЕГЭ, мог увидеть свою фамилию и средний балл.
 Добрые слова и благодарность (пофамильно) достались учителям, подготовившим самых успешных учеников. И это правильно!
Вот давайте отвлечёмся и представим, что получает тот учитель, чьи ребята хорошо сдали предмет на ЕГЭ, Во-первых, грамоту (и то не всегда), быть может, премийку небольшую (рублей 500-1000). А сколько сил затрачено, нервов, времени! Я считаю, что очень правильно хотя бы поблагодарить учителя, назвать при всех его имя и фамилию. Пусть и премии с грамотулей нет, так хотя бы моральное удовлетворение получит педагог. Или не права?
 Также мы увидели, какие ОО улучшили свои результаты, а у кого не получилось это сделать в этом году.
 Благодаря доброте коллеги, у меня есть полные версии презентаций всех выступающих, но соблюдая авторское право я выставляю фото, которые сделала сама.

Елена Валерьевна Мещерякова, учитель географии СОШ № 89, член предметной комиссии ЕГЭ, муниципальный тьютор ЗВО
 Елена Валерьевна напомнила присутствующим, что тьюторы проводят занятия по подготовке к ЕГЭ не только для учителей, но и для учащихся, пригласила коллег к сотрудничеству.
 А потом мы увидели результаты Западного округа.
 Помимо указания школ, были названы фамилии учителей, подготовивших ребят с самыми лучшими результатами - более 80 баллов.

Следующей о результатах ЕГЭ в Прикубанском округе рассказывала Марина Анатольевна Благинина, учитель географии СОШ № 100, муниципальный тьютор ПВО.
 И вот сидела глупая я и предвкушала, как меня сейчас похвалят за результат в 91 балл... Ведь это второй по баллам результат на ЕГЭ! В городе выше результаты только у трёх учащихся (они набрали по 94 балла).
 Но почему-то из выступления сложилась совсем безрадостная картинка с ЕГЭ в нашем округе... И никто так и не узнал, что были!!! ну ведь были же! и у нас в округе хорошие результаты! И не всё так плохо! Так почему бы и не рассказать при общем пессимистичном настрое и про что-то положительное?
 То ли я уж такая вредная и противная, то ли осталась под впечатлением предыдущих выступающих, но появилось ощущение, что я работаю в самом плохом и безрадостном округе города! Но ведь так нельзя! Нельзя завершать выступление минорной нотой! Было же не только всё со знаком минус!
 Ну да, на картинке видно, что в моей гимназии все пятеро ребят хорошо сдали ЕГЭ, лучше нас в округе только гимназия 72 (там сдавали двое) и 78 школа (трое). И вот сразу же у меня созрело предложение к организаторам - а почему бы не разработать единую форму презентации для отчёта тьюторов! Мне кажется, что подошла бы разработанная Г.В.Стеликовой...

А потом мы узнали новость - Оксана Григорьевна Катюжанская, учитель географии СОШ №2, муниципальный тьютор ЦВО уже перешла на новое место работы, не смогла быть на собрании, поэтому вкратце результаты по Центральному округу озвучила Марина Ивановна Третьякова, учитель географии СОШ № 73, руководитель экспертной группы по аттестации учителей географии.
Далее Марина Ивановна очень подробно, ярко и понятно выступила с основной темой своего доклада.

Аттестация учителей географии: опыт применения новых форм и инструментов
 Мне очень понравилось выступление Марины Ивановны! Сразу видно, когда человек является настоящим профессионалом в своём деле!
Приведу несколько выдержек из её слов:
-- будут изменения в критериях на первую и высшую категории,
-- такая форма аттестации как подтверждение будет доступна учителям, вышедшим на работу после декретного отпуска или отпуска по беременности и родам только спустя два года после их выхода на работу,
-- получить высшую категорию можно только после наличия двух лет первой категории,
-- пока нет информации, будет ли аттестация "по представлению" (я именно так аттестовывалась менее года назад),
-- Марина Ивановна перечислила основные ошибки тех, кто аттестовывался в прошлом году, призвала коллег быть активнее, чтобы их имена звучали не только во время сбора документов к аттестации, но и на совещаниях, конкурсах, мастер-классах...
Всё её выступление в зале была тишина... Вопросы аттестации волнуют всех!

Надежда Борисовна Лысенко, учитель географии гимназии № 23, руководитель МО учителей географии, руководитель экспертной группы по аттестации учителей географии
Надежда Борисовна сегодня помогала всем выступающим управлять презентациями. Она также является руководителем экспертной группы по аттестации, а поэтому поделилась рекомендациями с теми, кто готовится к аттестации.
А ещё Надежда Борисовна сделала то, что лично меня покорило... Она поблагодарила коллег, которые до аттестации проводят аудит аттестационных папок. Почему отмечаю это - дело в том, что за тьюторство не платят, за аттестацию коллег - не платят. Но географы находят время на то, чтобы помочь, направить, скорректировать.
В отчёте Надежды Борисовны как руководителя МО учителей географии города было много интересного! Я смотрела презентацию и вспоминала, в чём из перечисленного принимала участие)))) Оказалось, очень многое знакомо!
Основные направления работы МО учителей географии:
-- помощь в подготовке к итоговой аттестации,
-- школа молодого учителя,
-- проектная деятельность (как тут не вспомнить великолепный краевой конкурс "Самое синее в мире..."),
-- работа с одарёнными детьми,
-- методические экскурсии, Дни учителя географии.....
 А также по необходимости, в течение года:
 Надежда Борисовна представила нового муниципального тьютора Центрального округа – Ольгу Ивановну Чуб, учителя географии из СОШ № 43:

А как же без рефлексии???
Её провела Наталья Маратовна Овсянникова, напомнив присутствующим основные содержания сегодняшнего мероприятия. Было очень приятно, что и нас с коллегой (Ниной Николаевной Беговой) отметили, вернее, проведённый в марте мастер-класс.
 Наталья Маратовна говорила и о необходимости быть активными, принимать участие в профессиональных конкурсах и вебинарах.
А потом - вручение благодарностей и сертификатов учителям географии за участие в различных конкурсах, совещаниях, педагогическом марафоне...

 Наталья Маратовна объявила список актива учителей географии города и пригласила остаться на заседание для разработки плана работы на год.
 Учителя потихоньку расходились, но делать этого, не поделившись последними новостями, не хотелось...
 Спрашивали, уточняли, благодарили, беспокоились...
 Я думаю, что сегодняшняя встреча никого не оставила равнодушным! Огромное спасибо организаторам мероприятия за грамотную и полезную встречу!
 А я не могла остаться в стороне и предложила в сентябре провести мастер-класс для молодых учителей по теме "Миграции населения России".
Мне было очень интересно и очень радостно встретиться с коллегами!

Вот только теперь для меня начинается новый учебный год.... Что же он мне принесёт - пока не знаю. Но планов много, некоторые из них были построены именно сегодня...


P.S. Мнение автора блога по некоторым высказанным репликам может не совпадать с мнением большинства... Но оно, это мнение, существует.