Вот и подкралась незаметно и потихоньку к нам с пятиклассниками самая сложная тема не только 5 класса, но и... всей географии. Не секрет, что именно в вопросах ЕГЭ по движениям Земли и углу падения солнечных лучей дети чаще всего делают ошибки. И это не удивительно! Раньше (энное количество лет назад, когда я работала по учебнику Герасимовой и Неклюковой) эта тема изучалась в конце 3 четверти 6 класса, но всё равно вызывала множество затруднений у ребят. А сейчас она изучается в начале второй четверти 5 класса! Каково, а?!?
Итак, тема "Движения Земли. Солнечный свет на Земле".
Но тему мы успешно (я могу только надеяться, а вот время покажет точно) изучили, привлекая себе на помощь теллурий (модель частички Солнечной системы, которая показывает вращение Земли вокруг себя и Солнца, а также вращение Луны вокруг Земли), карты и картинки учебника и атласа, а также знания, которыми ребята уже располагали к сегодняшнему дню.
Уроки в пятых классах не заканчивались со звонком - потрогать и повертеть теллурий хотелось каждому!
Сегодня мы точно узнали, что
-- Луна вращается вокруг Земли.
-- Земля вращается вокруг себя и вокруг Солнца,
-- Земная ось наклонена, что является главной причиной смены времён года,
-- Земной год равен одному обороту вокруг Солнца, но это не 365 дней!
-- В сутках не 24 часа!
и многое-многое другое...
Предлагаю и Вам, дорогие гости и читатели, ненадолго вспомнить о том, как же Земля движется, почему происходит смена времён года, как движение Земли сказывается на её климате...
А помогут нам этом материалы учебников для пятиклассников, но вот только не одного, а сразу нескольких авторов:
География. 5-6кл. Алексеев А.И. и др_2012 -192с
География. 5кл. Атлас._Летягин А.А_2013 -32с
География. 5кл. Введение в географию. Домогацких Е.М. и др_2013 -160с
География. 5кл. Начальный курс. Летягин А.А_2013 -160с
а также материалы сети Интернет.
По человеческим меркам Земля огромна. Она весит 6 000 000 000 000 000 000 000 т! Поэтому людям, живущим на Земле, трудно поверить, что такое огромное тело находится в постоянном движении. Два основных вида движения Земли, известных человечеству с давних времен, - вращение вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Вращение Земли вокруг своей оси
Землю часто сравнивают с огромным волчком, но, в отличие от волчка, ось Земли - воображаемая линия. Кроме того, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. Земная ось строго ориентирована в космическом пространстве. Ее северный конец направлен на Полярную звезду.
Точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли называются географическими полюсами. Таких полюсов два - Северный и Южный.
Все объекты на земной поверхности вращаются вместе с Землей. Если наблюдать за нашей планетой из космоса со стороны Северного полюса, можно увидеть, что она вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, т. е. с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает примерно за 24 часа (23 часа 56 минут и 4 секунды). Этот период называется сутками.
Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси:
-- Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.
-- Из-за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном - влево.
-- Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.
-- Если бы земная ось не была строго ориентирована в пространстве, Земля двигалась бы беспорядочно "кувыркаясь".
Если Земля перестала бы вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца, она была бы обращена к Солнцу всегда одной стороной, на которой был бы вечный день. Температура на этой стороне Земли достигла бы 100°С и более, и вся вода испарилась бы. Неосвещенная сторона планеты превратилась бы в царство вечного холода, где в виде гигантской ледяной шапки скопилась бы земная влага.
Движение Земли вокруг Солнца
Земля движется вокруг Солнца по орбите со скоростью 30 км/с. Она удалена от Солнца почти на 150 млн км. Это расстояние -огромное по человеческим меркам и незначительное для космоса - оказалось наилучшим для возникновения жизни.
Для удобства продолжительность года считают равной 365 суткам. Оставшиеся 6 часов суммируются и каждые 4 года образуют дополнительные сутки. Такие годы называются високосными, в них не 365, а 366 суток. В високосные годы в самом коротком месяце - феврале - не 28, а 29 дней.
Если бы...
Если бы Солнце перестало притягивать Землю, она бы улетела в космос в 40 раз быстрее пули!
Если бы Земля двигалась по орбите медленнее, она не смогла бы противостоять притяжению Солнца и упала бы на него.
Если бы Земля находилась ближе к Солнцу, температура на ней была бы намного выше. На Венере, которая ближе к Солнцу на 42 млн км, температура около 500°С!
Если бы Земля находилась дальше от Солнца, температура на ней была бы отрицательной. Марс удален от Солнца на 228 млн км и на его поверхности температура -60°С.
Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 сут. и 6 ч. Этот период называется годом.
Смена дня и ночи - следствие осевого движения Земли
Смена сезонов года - следствие:
1) орбитального движения Земли;
2) неизменного наклона земной оси к плоскости орбиты;
3) неизменного положения оси вращающейся Земли в пространстве.
Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, одновременно Земля обращается вокруг Солнца по орбите в том же направлении.
Из-за того что Земля имеет шарообразную форму, участок поверхности у экватора получит больше солнечного света и тепла, чем такой же по площади участок поверхности в полярных областях. Именно поэтому у экватора жарко, а у полюсов холодно. Если бы поверхность Земли была плоская, солнечные лучи распределялись бы равномерно, одинаково нагревая её. Самое высокое положение Солнца над горизонтом - зенит. Когда Солнце в зените, его лучи падают на Землю отвесно.
Тропики - условные линии, ограничивающие ту область по обе стороны от экватора, в пределах которой Солнце бывает в зените.
Полярные круги - условные линии, ограничивающие ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.
Тропики и полярные круги разделяют поверхность Земли на пояса, различающиеся продолжительностью солнечного освещения и количеством тепла, получаемого от Солнца. В зависимости от угла падения солнечных лучей, продолжительности светового дня выделяют пять поясов освещённости
Утомила я Вас, наверное? Но надо бы и закрепить знания! Предлагаю посмотреть вот такое коротенькое видео, которое поможет всё лучше запомнить! А самые наблюдательные могут поделиться в комментариях своим ответом на вопрос, что же не так в этом видео???
А в качестве домашнего задания юные пятиклассники снова получили что-то необычное - теперь они попробуют свои силы не как художники или поэты, а как... прозаики. Ведь будут сочинять фантастический рассказ о...
Впрочем, это уже совсем другая история, которая обязательно будет рассказана
ровно
через
неделю...
Итак, тема "Движения Земли. Солнечный свет на Земле".
Но тему мы успешно (я могу только надеяться, а вот время покажет точно) изучили, привлекая себе на помощь теллурий (модель частички Солнечной системы, которая показывает вращение Земли вокруг себя и Солнца, а также вращение Луны вокруг Земли), карты и картинки учебника и атласа, а также знания, которыми ребята уже располагали к сегодняшнему дню.
Уроки в пятых классах не заканчивались со звонком - потрогать и повертеть теллурий хотелось каждому!
Сегодня мы точно узнали, что
-- Луна вращается вокруг Земли.
-- Земля вращается вокруг себя и вокруг Солнца,
-- Земная ось наклонена, что является главной причиной смены времён года,
-- Земной год равен одному обороту вокруг Солнца, но это не 365 дней!
-- В сутках не 24 часа!
и многое-многое другое...
Предлагаю и Вам, дорогие гости и читатели, ненадолго вспомнить о том, как же Земля движется, почему происходит смена времён года, как движение Земли сказывается на её климате...
А помогут нам этом материалы учебников для пятиклассников, но вот только не одного, а сразу нескольких авторов:
География. 5-6кл. Алексеев А.И. и др_2012 -192с
География. 5кл. Атлас._Летягин А.А_2013 -32с
География. 5кл. Введение в географию. Домогацких Е.М. и др_2013 -160с
География. 5кл. Начальный курс. Летягин А.А_2013 -160с
а также материалы сети Интернет.
По человеческим меркам Земля огромна. Она весит 6 000 000 000 000 000 000 000 т! Поэтому людям, живущим на Земле, трудно поверить, что такое огромное тело находится в постоянном движении. Два основных вида движения Земли, известных человечеству с давних времен, - вращение вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Вращение Земли вокруг своей оси
Землю часто сравнивают с огромным волчком, но, в отличие от волчка, ось Земли - воображаемая линия. Кроме того, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. Земная ось строго ориентирована в космическом пространстве. Ее северный конец направлен на Полярную звезду.
Точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли называются географическими полюсами. Таких полюсов два - Северный и Южный.
Все объекты на земной поверхности вращаются вместе с Землей. Если наблюдать за нашей планетой из космоса со стороны Северного полюса, можно увидеть, что она вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, т. е. с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает примерно за 24 часа (23 часа 56 минут и 4 секунды). Этот период называется сутками.
Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси:
-- Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.
-- Из-за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном - влево.
-- Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.
-- Если бы земная ось не была строго ориентирована в пространстве, Земля двигалась бы беспорядочно "кувыркаясь".
Если Земля перестала бы вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца, она была бы обращена к Солнцу всегда одной стороной, на которой был бы вечный день. Температура на этой стороне Земли достигла бы 100°С и более, и вся вода испарилась бы. Неосвещенная сторона планеты превратилась бы в царство вечного холода, где в виде гигантской ледяной шапки скопилась бы земная влага.
Движение Земли вокруг Солнца
Земля движется вокруг Солнца по орбите со скоростью 30 км/с. Она удалена от Солнца почти на 150 млн км. Это расстояние -огромное по человеческим меркам и незначительное для космоса - оказалось наилучшим для возникновения жизни.
Для удобства продолжительность года считают равной 365 суткам. Оставшиеся 6 часов суммируются и каждые 4 года образуют дополнительные сутки. Такие годы называются високосными, в них не 365, а 366 суток. В високосные годы в самом коротком месяце - феврале - не 28, а 29 дней.
Если бы...
Если бы Солнце перестало притягивать Землю, она бы улетела в космос в 40 раз быстрее пули!
Если бы Земля двигалась по орбите медленнее, она не смогла бы противостоять притяжению Солнца и упала бы на него.
Если бы Земля находилась ближе к Солнцу, температура на ней была бы намного выше. На Венере, которая ближе к Солнцу на 42 млн км, температура около 500°С!
Если бы Земля находилась дальше от Солнца, температура на ней была бы отрицательной. Марс удален от Солнца на 228 млн км и на его поверхности температура -60°С.
Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 сут. и 6 ч. Этот период называется годом.
Смена дня и ночи - следствие осевого движения Земли
Смена сезонов года - следствие:
1) орбитального движения Земли;
2) неизменного наклона земной оси к плоскости орбиты;
3) неизменного положения оси вращающейся Земли в пространстве.
Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, одновременно Земля обращается вокруг Солнца по орбите в том же направлении.
Из-за того что Земля имеет шарообразную форму, участок поверхности у экватора получит больше солнечного света и тепла, чем такой же по площади участок поверхности в полярных областях. Именно поэтому у экватора жарко, а у полюсов холодно. Если бы поверхность Земли была плоская, солнечные лучи распределялись бы равномерно, одинаково нагревая её. Самое высокое положение Солнца над горизонтом - зенит. Когда Солнце в зените, его лучи падают на Землю отвесно.
Тропики - условные линии, ограничивающие ту область по обе стороны от экватора, в пределах которой Солнце бывает в зените.
Полярные круги - условные линии, ограничивающие ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.
Тропики и полярные круги разделяют поверхность Земли на пояса, различающиеся продолжительностью солнечного освещения и количеством тепла, получаемого от Солнца. В зависимости от угла падения солнечных лучей, продолжительности светового дня выделяют пять поясов освещённости
Пояса освещенности и их характеристика
Умеренный | Жаркий | Холодный |
Располагается между тропиком и полярным кругом внутри полушария. Солнце никогда не бывает в зените В течение года угол падения солнечных лучей сильно изменяется, поэтому выделяют термические сезоны года (лето, осень, зима, весна). Температуры лета и зимы сильно отличаются. Например, на широте 50о t°лета ≈ +20°С t°зимы ≈ -10°С | Располагается между северным и южным тропиками. Солнце 2 раза в год бывает в зените. Круглый год поверхность очень хорошо прогревается, нет разницы между летними и зимними температурами, термические сезоны года отсутствуют, среднегодовая tо=+25оС. В течение года продолжительность светового дня меняется незначительно. Приблизительно день=ночи=12 часам. Сумерки фактически отсутствуют. | Располагается внутри полярного круга каждого полушария. Зимой Солнце вообще не восходит над горизонтом – явление Полярной ночи. Летом Солнце, наоборот, не заходит за горизонт – явление Полярного дня. Угол падения солнечных лучей даже летом очень маленький, поэтому нагревание поверхности очень слабое. Летние температуры обычно не бывают выше +10°С. В долгую полярную ночь происходит сильное выхолаживание, т.к. притока тепла нет вовсе. |
А в качестве домашнего задания юные пятиклассники снова получили что-то необычное - теперь они попробуют свои силы не как художники или поэты, а как... прозаики. Ведь будут сочинять фантастический рассказ о...
Впрочем, это уже совсем другая история, которая обязательно будет рассказана
ровно
через
неделю...



