Как превратить сложную тему в увлекательную и основанную на личном опыте? У каждого из нас свои методы и способы...
17 января 2015 года запомнится мне надолго... Я шла после шести уроков домой, напевая себе под нос песенку "ниочём", главный смысл которой был в том, что какая я молодец, такую сложную тему не только сделала лёгкой, интересной, но и ни разу не услышала от ребят, что они устали писать (а писать нужно было МНОГО, без этого никак), они весь урок старались... Ну а лучшей наградой стали восклики после звонка:
-- Лилия Павловна, а почему звонок так рано дали? Это, наверное, ошибка...
-- Как, уже звонок?
-- А что, уже всё?
-- Ой, звонок, а мы ещё будем глобус крутить?
На перемене дети долго не уходили из кабинета, благодарили за урок... И так ВСЕ пятые классы!
Устала - да! Тяжело было - очень! Но Вы же помните, что чем труднее учителю при подготовке урока, тем легче ученикам на уроке! Зависимость прямопропорциональная.
Хочу немного рассказать об уроке и наших совместных открытиях...
Тема урока: "Градусная сетка: параллели и меридианы".
Решила урок изучения нового материала построить в виде групповой работы. Заранее расставила столы и стулья, чтобы ребятам было удобно работать...
И... начались наши открытия. Я так и сказала ребятам, что нам сегодня предстоит очень многое записать в наши тетради (тихое недовольное "Ууууу...."), но мы не будем ничего писать из учебника или под диктовку, а будем записывать свои собственные открытия.
Думаю, все вы знаете, что глобусы не стоят прямо, а наклонены. Поэтому тем ребятам, кто сидел со стороны наклона северного полушария, казалось, что оно больше, а тем, кто напротив - что больше южное полушарие. Вот так мы и начали. Я попросила выяснить, какое полушарие больше - северное или южное? Конечно, мнения разделились... Я молчу. Дети стали вставать с мест и смотреть на другую сторону глобуса, которая была отвёрнута. В итоге мы записываем в тетради наше первое открытие - Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине!
Далее нас ждали следующие открытия:
-- Экватор - самая длинная параллель.
-- Параллели можно провести через любую точку на поверхности Земли (и мы их проводили, поставив два растопыренных пальца на глобус и прокручивая его...).
-- Параллели действительно параллельны экватору.
-- Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам.
-- Все меридианы сходятся на полюсах.
-- Меридианы можно прочертить через любую точку на поверхности Земли (и мы их чертили!)
-- Все меридианы равны, т.к. соединяют по кратчайшему пути точку на поверхности с полюсами (дети долго не могли в это поверить, некоторым казалось, что меридиан, проведённый одноклассником, явно короче собственного).
-- Вспоминая апельсины и мандарины (вот уж моя недоработка! Могла бы и принести на урок, а не догадалась...), как снимается с них кожура, мы пришли к выводу, что выпуклую поверхность без искажений никак нельзя превратить в плоскую, она прежде всего порвётся по краям...
Конечно же, детям понравилось отвечать на вопросы, прикасаясь к глобусам, трогая их, крутя... А ещё понравилось доказывать учительнице, что она может быть не права))) (Дети, а я считаю, что расстояние от экватора до Южного полюса меньше, чем до Северного. Я права?)
Они вспоминали, что окружность равна 360 градусам, наше открытие - параллели это окружности и равны 360 градусам. А меридианы - полуокружности, равны 180 градусам.
Использовали мы и мобильные телефоны на уроке, вернее, калькуляторы в них, когда сами определяли, чему равен 1 градус экватора и любого меридиана. Договорились, что отбросим две цифры после запятой, тогда получится 111 км (Лилия Павловна, ведь такое красивое число легко запомнить!)
Конечно же, искали город Лондон (сами!), через который проходит начальный меридиан, и сами на глобусе выставляли этот меридиан.
Вспоминали стороны света и самостоятельно пришли к выводу, что меридианы показывают направление Север-Юг, а параллели - Запад-Восток.
Конечно, это только начало, вступление-введение в тему "Географические координаты", но без полученных на уроке знаний полное усвоение темы невозможно.
Не секрет, что навыки определения географических координат быстро забываются (это из опыта работы, каждый сентябрь на уроках напоминаю, как определять). Но я надеюсь, что вот такая запоминающаяся основа для определения не забудется долго!
А любопытные малышата-восьмиклассники каждую перемену приходили "в гости"... С ними мы тоже сделали своё маленькое "открытие"))))) Самый большой глобус в кабинете светится, если включить его в розетку, меняя своё изображение с физического на политическое...
Вот таким запоминающимся может быть урок... А вроде бы ничего особенного-то и не было...
17 января 2015 года запомнится мне надолго... Я шла после шести уроков домой, напевая себе под нос песенку "ниочём", главный смысл которой был в том, что какая я молодец, такую сложную тему не только сделала лёгкой, интересной, но и ни разу не услышала от ребят, что они устали писать (а писать нужно было МНОГО, без этого никак), они весь урок старались... Ну а лучшей наградой стали восклики после звонка:
-- Лилия Павловна, а почему звонок так рано дали? Это, наверное, ошибка...
-- Как, уже звонок?
-- А что, уже всё?
-- Ой, звонок, а мы ещё будем глобус крутить?
На перемене дети долго не уходили из кабинета, благодарили за урок... И так ВСЕ пятые классы!
Устала - да! Тяжело было - очень! Но Вы же помните, что чем труднее учителю при подготовке урока, тем легче ученикам на уроке! Зависимость прямопропорциональная.
Хочу немного рассказать об уроке и наших совместных открытиях...
Тема урока: "Градусная сетка: параллели и меридианы".
Решила урок изучения нового материала построить в виде групповой работы. Заранее расставила столы и стулья, чтобы ребятам было удобно работать...
И... начались наши открытия. Я так и сказала ребятам, что нам сегодня предстоит очень многое записать в наши тетради (тихое недовольное "Ууууу...."), но мы не будем ничего писать из учебника или под диктовку, а будем записывать свои собственные открытия.
Думаю, все вы знаете, что глобусы не стоят прямо, а наклонены. Поэтому тем ребятам, кто сидел со стороны наклона северного полушария, казалось, что оно больше, а тем, кто напротив - что больше южное полушарие. Вот так мы и начали. Я попросила выяснить, какое полушарие больше - северное или южное? Конечно, мнения разделились... Я молчу. Дети стали вставать с мест и смотреть на другую сторону глобуса, которая была отвёрнута. В итоге мы записываем в тетради наше первое открытие - Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине!
Далее нас ждали следующие открытия:
-- Экватор - самая длинная параллель.
-- Параллели можно провести через любую точку на поверхности Земли (и мы их проводили, поставив два растопыренных пальца на глобус и прокручивая его...).
-- Параллели действительно параллельны экватору.
-- Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам.
-- Все меридианы сходятся на полюсах.
-- Меридианы можно прочертить через любую точку на поверхности Земли (и мы их чертили!)
-- Все меридианы равны, т.к. соединяют по кратчайшему пути точку на поверхности с полюсами (дети долго не могли в это поверить, некоторым казалось, что меридиан, проведённый одноклассником, явно короче собственного).
-- Вспоминая апельсины и мандарины (вот уж моя недоработка! Могла бы и принести на урок, а не догадалась...), как снимается с них кожура, мы пришли к выводу, что выпуклую поверхность без искажений никак нельзя превратить в плоскую, она прежде всего порвётся по краям...
Конечно же, детям понравилось отвечать на вопросы, прикасаясь к глобусам, трогая их, крутя... А ещё понравилось доказывать учительнице, что она может быть не права))) (Дети, а я считаю, что расстояние от экватора до Южного полюса меньше, чем до Северного. Я права?)
Они вспоминали, что окружность равна 360 градусам, наше открытие - параллели это окружности и равны 360 градусам. А меридианы - полуокружности, равны 180 градусам.
Использовали мы и мобильные телефоны на уроке, вернее, калькуляторы в них, когда сами определяли, чему равен 1 градус экватора и любого меридиана. Договорились, что отбросим две цифры после запятой, тогда получится 111 км (Лилия Павловна, ведь такое красивое число легко запомнить!)
Конечно же, искали город Лондон (сами!), через который проходит начальный меридиан, и сами на глобусе выставляли этот меридиан.
Вспоминали стороны света и самостоятельно пришли к выводу, что меридианы показывают направление Север-Юг, а параллели - Запад-Восток.
Конечно, это только начало, вступление-введение в тему "Географические координаты", но без полученных на уроке знаний полное усвоение темы невозможно.
Не секрет, что навыки определения географических координат быстро забываются (это из опыта работы, каждый сентябрь на уроках напоминаю, как определять). Но я надеюсь, что вот такая запоминающаяся основа для определения не забудется долго!
А любопытные малышата-восьмиклассники каждую перемену приходили "в гости"... С ними мы тоже сделали своё маленькое "открытие"))))) Самый большой глобус в кабинете светится, если включить его в розетку, меняя своё изображение с физического на политическое...
Вот таким запоминающимся может быть урок... А вроде бы ничего особенного-то и не было...
Коллеги, а Вы умеете определять географические координаты?