Дни учителя географии-2015: часть 2. Круглый стол "Методическая система работы учителя географии"

Громко и красиво шагает наш XII Краснодарский педагогический марафон! И вот мы с Вами на остановке №3:  Круглый стол "Методическая система работы учителя географии". 
Напомню, что в рамках традиционных Дней географии уже прошли два мероприятия -
-- Финал краевой игры "Что? Где? Когда?",
-- Конференция учителей географии "Развитие географического образования в условиях изменения подходов к преподаванию: Введение новых стандартов".
Мероприятие меня удивило и... оставило несколько важных вопросов, на которые я обязательно найду ответ... Впрочем, приглашаю и Вас поискать эти ответы вместе со мною)))))

Мероприятие было назначено в краснодарской гимназии №23, которая находится не так далеко от моего дома - всего-то остановок 8-9 на троллейбусе, но я не пожалела, добравшись заблаговременно...
 Я попала в школьный двор гимназии и замерла...
Слёзы нахлынули на глаза, а вместе со мною возле этих стендов стояли маленькие детки и тоже шмыгали носами...
Разглядывала и... мысленно благодарила Героев за Победу!

А согласно программке, наше мероприятие должно было выглядеть вот так:


Пока гости и выступающие собирались, Наталья Маратовна Овсянникова - ведущий специалист отдела развития образования КНМЦ провела краткий анализ КДР, которую писали ребята, выбравшие ЕГЭ по географии в этом году. Кстати, их 102.
Она напомнила всем присутствующим в уютном кабинете географии, что совсем скоро будет проходить Межрегиональный интерактивный семинар - вебинар, о котором более подробно рассказал Игорь Александрович Морев - главный специалист отдела развития образования КНМЦ. Учителя, воспользовавшись некоторой неформальностью начала встречи, внимательно слушали о вебинаре, попутно задавая вопросы и самому Игорю Александровичу о... нём! ))))) Как я поняла, девиз его жизни - постоянно учиться!
 Алексей Александрович Оробец - начальник отдела развития образования КНМЦ рассказал нам о методической системе учителя, которая является отражением индивидуальности учителя и его профессиональной деятельности.
 Ведь именно по методической системе можно судить об успешности самого учителя.

Первой с элементами своей методической системы выступала... Елена Валерьевна Мещерякова, учитель географии СОШ №89. Она утверждает, что методическая система появляется тогда, когда есть проблема и противоречие. Например, есть несколько проблем - место науки география в системе школьных предметов, воспитание патриотизма... Нужно, чтобы дети видели все плюсы своей Родины, не стремились уехать. А это и есть гражданственность.
 Чаще всего идея гражданственности реализуется в 8-9 классах при изучении географии России. И Елена Валерьевна делает это через социальный практикум.
 "Как работает сухопутный транспорт в Юбилейном микрорайоне? Какой вид наиболее популярен?" Ребята ищут сами ответы на эти вопросы посредством опросов жителей, а потом обрабатывают результаты и делают выводы.
 Ещё один интересный практикум - "Инфраструктура возле моего дома", со временем перерос в научно-исследовательский проект, который стал призёром городского конкурса "Эврика".
 А вот и вывод из работы Елены Валерьевны:
 И ведь это действительно так!!!

Тема выступления Елены Ивановны Шапаревой (учитель географии из СОШ №31) - "Активизация познавательного интереса в страноведческом курсе географии".
 С Еленой Ивановной читатели моего блога уже немного заочно знакомы...
Она считает, что в географии очень высока роль личности учителя. А потому провела в своих 7 классах небольшой опрос:
 1. С чем у вас ассоциируется география? - Самые популярные ответы: путешествия, страны, материки.
 2. Каким должен быть учитель географии? - Заинтересованным предметом, часто сам путешествующий, давать материал помимо учебника, привозить из поездок сувениры своим ученикам )))))))))))
 Она сама много путешествует, ведёт карту своих путешествий, с которой теперь работают и ребята. Елена Ивановна поделилась, что иногда не говорит ребятам, откуда она приехала, а привозит сувениры, по которым ребята отгадывают страну.
 А раз формат круглого стола подразумевал вопросы, то добренькие географы решили этим воспользоваться)))) Ну, Вы же догадались, о чём спросили мы Елену Ивановну? )))))
Правильно, спросили, где взять денег на путешествия, нужен муж-спонсор? А Елена Ивановна поделилась, что... она откладывает пенсию за несколько месяцев...


Выступление Ольги Николаевны Киселёвой из СОШ №65 было посвящено уроку "Природа Чёрного моря и его обитатели".
 Весь урок Ольга Николаевна сделала в картинках и картинах - мы посмотрели на картины великих художников о море, где особое место было уделено Новороссийской и Геленджикской бухтам.
 В уроке осталось место и для игры - ребята выходили к доске и старались перечислить как можно больше обитателей Чёрного моря.
 Я воспользовалась возможностью задать вопрос. А картинки для урока из Интернета или сделаны учителем или ребятами? Из Интернета.


Тема Ольги Викторовны Михеевой из СОШ №46 - "Развитие творческих способностей в процессе обучения географии" была очень созвучно моей вчерашней, а потому я слушала с удвоенным вниманием!
 Вот Ольга Викторовна действительно представила свою МЕТОДИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ (судя по значку "ПНПО" на заставке презентации, это было её очное выступление на конкурс лучших учителей, к которому как раз сейчас готовятся лучшие учителя края!).
 Но мы увидели не всю методическую систему, а только её фрагменты))))) Улыбаюсь и молчу, почему я так думаю)))))
 Она разрабатывает интересные вопросы для ребят, которые потом использует при проведении школьных конкурсов.
 Например, вот такой вот вопросец:
 Кто угадает ответ?? ))))
 Надо будет обязательно показать нескольким моим малышатам... Пусть наука будет)))))
 А ещё Ольга Викторовна поняла, что улучшить своё портфолио для участия в ПНПО можно создав школьную газету.... И сделала это! Печатаются выпуски или на школьном копировальном аппарате, или с помощью родителей. Но работа учителем проделывается колоссальная! Я держала эти газеты в руках, пробежала взглядом. Очень понравилось стихотворение девочки. Оно на фото выше.
Не поняла я только рубрики "Селфи с учителем". Дети фотографируются с учителями, а потом эти фотографии публикуются в газете на последней страничке... Честно говоря, лично я не поняла, ЗАЧЕМ??? Я так и спросила у Ольги Викторовны, в чём смысл??? На что учитель ответила, что "смысла нет, просто так"...
Ну что ж, наверное, и такой ответ имеет право на своё существование, вот только... может, не зря в последние пару лет учёные обеспокоены феноменом селфи?
 Потом все присутствующие обсуждали увиденное и услышанное,
делились выводами и своими идеями, возникшими в ходе круглого стола...
 Рассматривали печатные газеты...
 Пока слово для подведения итогов дня не взял Алексей Александрович Оробец!
 Он сказал, что сегодня мы увидели несколько презентаций, которые не являются по своей сути полноценными методическими системами, но могут быть её основой. Например, как взятая за основу проблема у Е.В.Мещеряковой, хобби-путешествия у Е.И. Шапаревой...А также творчество.
 Методическая система учителя должна обязательно начинаться с проблемы, с важного вопроса. Но не обязательно найти ответы на все вопросы, надо хотя бы приблизиться к их пониманию. Ведь как важны вопросы о мире, о роли человека в нём и обществе. А для географов один из главных вопросов - как сделать географию интересной? И сегодня мы стали ближе к пониманию этого вопроса.
Алексей Александрович поблагодарил всех присутствующих за внимание и совместные обсуждения, напомнил о предстоящем вебинаре и... мероприятие плавно подошло к своему логическому завершению))))))
 Фото на память!

Вот таким интересным был сегодняшний день! Огромное спасибо всем коллегам и Организаторам за интереснейшее и полезнейшее мероприятие!


P.S. Но у меня остались вопросы)))))) Предлагаю Вам поделиться своим мнением:

1. А как Вы относитесь к селфи с учителями? 

2. Вы знаете, зачем африканское племя сурма 
вставляет глиняный диск в проколотую губу? ))))))