Конкурсные грабли: почему мы снова на них наступаем? или Не комильфо!

"Меня часто спрашивают коллеги-блогеры, стоит или нет принимать участие в том или ином конкурсе сайтов и блогов. Всегда отвечаю, основываясь на личном опыте, или внимательно изучая и анализируя Положение о конкурсе. А конкурсы бывают разные. И со знаком "-" тоже! ..."
Этими словами начинается моя вторая статья в новом сборнике статей педагогов-блогеров, который был издан этим летом и буквально через пару дней будет на руках у своих авторов. Но это не обычная статья - при её написании мне было настолько тяжело полностью выразить свои мысли и чувства, знания по данной теме, что прямо на страницах сборника я пообещала продолжить эту тему в блоге. Ну что ж, время пришло...

Немного истории...
Конкурс для детей
За 7 лет активного участия в конкурсах, проводимых в Интернете, я сталкивалась с разными конкурсами и "конкурсами". Отчётливо запомнился вот такой случай…
Так получилось, что мы постоянно участвуем с ребятами в разных конкурсах, вот я и решила поощрить самых активных в ведении блога учеников. Но странности с одним из конкурсов начались буквально с первых минут. Прежде всего это касалось организации самого конкурса.

СОВЕТ: Всегда обращайте внимание на работу Организаторов с участниками по электронной почте. У качественного конкурса эта работа будет доскональной и открытой!

Я была очень удивлена качеством заданий для детей, оформлением бланков для ответов, да и просто ВСЕМ! Организаторы не утруждали себя ни созданием Личного кабинета для участников, ни разделением заданий по предметным областям и классам - я скачала ВЕСЬ архив викторины по всем предметам и классам - хоть самой теперь викторину организовывай (шутка!).
Всё это есть в статье с интервью с директором "МД" (http://edutoday.ru/publ/20). Что смутило в статье - Вы сами поймёте: КТО директор, ЦЕЛИ конкурса, ПРИЗОВОЙ фонд и его формирование, да и всё остальное. Противно как-то становится! Наживаются на детях и обманывают.
Я никогда не буду участвовать в подобных описанному "конкурсах"! И всех Вас призываю к этому! Нужны конкурсы для детей? Посмотрите на правую боковую панель в моём блоге - баннеров не так много, но это всё не раз проверенные КАЧЕСТВЕННЫЕ ресурсы, участие в которых принесёт новые знания, ребята приобретут новые компетенции, будет интересно, увлекательно, а где-то и очень сложно.

Мне больно видеть, но сейчас очень много не качественных конкурсов. И педагоги огромными шагами, даже вприпрыжку, бегут платить оргвзносы для участия, лишь бы только заработать ещё одну грамоту к аттестации…

Описанная выше история просто так не закончилась! И я этим бесконечно горжусь!!!
Я получила приглашение Всероссийского интернет-журнала написать статью об этом конкурсе. И написала. От всей души! Предлагаю познакомиться с нею на странице журнала: http://edutoday.ru/publ/42 . Тем более, что в комментариях к статье Вы встретите отзывы знакомых блогеров.

На этом история не закончилась – редакция журнала поставила несколько вопросов перед директором этого конкурса (http://edutoday.ru/publ/47), на что были получены удивительные по своей некомпетентности и хамству ответы от... ДИРЕКТОРА конкурса!  Отношение ко мне – учителю, недовольному конкурсом, в котором участвовали мои дети, было выражено вот этими словами:
"Про задания: не думаю, что мнение одного человека должно нас волновать, задания составляет большая группа учителей, которые являются специалистами в этой области".
И ведь это далеко не первый конкурс от этого Организатора – в прошлом году многих интересовал вопрос, кому достались главные призы - http://edutoday.ru/publ/20
Я призываю каждого прочитавшего данную статью вместе со мною, по ходу чтения, пройти по предложенным ссылкам, внимательно прочитать, вдуматься и… СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ – нужны ли ВАМ и ВАШИМ РЕБЯТАМ подобные конкурсы. Мне больно видеть, но участвуют в них ребята именно с подачи учителей…

Конкурсы для учителей
1.
Затронутая тема некачественных Интернет-конкурсов этим себя не исчерпала. Я получила письмо от одного знакомого блогера с Именем, Заслугами, Человека, мною глубоко уважаемого. Частично цитирую:
"…Хотите попасть на Международную доску почёта? Никаких проблем! Буквально 300 рублей и Вы получаете Диплом о том, что за высокие достижения и результаты образовательной деятельности заноситесь на ту самую доску. Неважно, какой у Вас стаж, работаете ли Вы вообще в школе. Никаких документов, никаких подтверждений. Правда, чудесно? А если Вы хотите стать лауреатом Международного профессионального фестиваля "Педагогическое портфолио", то 200 рублей и документ Ваш. Если же Вам важно стать победителем, то добавьте всего 100 рублей.
Ну и если есть огромное желание получить статус "Гран-При", то всё для вас - 400 рублей и никаких проблем. Вот такой «замечательный» сайт, буквально золотая рыбка. Захотел – заплатил – получил…"

А в чём смысл? Пополнить своё портфолио для аттестации? А совесть позволит? Организаторы получат доход и окажут услугу для (даже не могу подобрать эпитет) учителей. Данный сайт «Педагогическое информационное агентство «Creativ» возглавляет Гараев Ильгиз Ринатович. Он же основатель «Детского информационного агентства «Creativ». Кто он? Кем он работает? Из источников (не со страниц сайта) узнала, что в 2011 году Ильгиз Ринатович был учеником 8 класса. (Т.е. в 2013 году, когда произошла данная ситуация, он учился в 10 классе или техникуме!- Л.П.)
Замечательная у нас молодёжь! Находчивая! Нужен учителям документ – пожалуйста! Только у меня большие сомнения, что это идея школьника. Нужно ли участвовать в таком Фестивале, решать Вам. Мне такие документы точно не нужны!
К Детскому агентству в данный момент у меня нет претензий: я просто не участвую в их мероприятиях, так как после объявления победителя одного из конкурсов была крайне удивлена результатом. Блог учителя абсолютно не соответствовал их же требованиям. Переписка с организаторами (отвечал не Ильгиз Ринатович) не дала никакого результата. Ответы были грубые, что совершенно не соответствует Всероссийскому уровню".

Вот такое письмо. Его автор - Ольга Николаевна Комарова, учитель начальных классов из Омска, автор замечательного блога "Блог Ольги Николаевны Комаровой". И блог и Ольга Николаевна - очень известны в педагогическом интернет-мире.

Меня заинтересовало несколько моментов:
1. Неужели так просто нынче стать победителем или призёром конкурса/фестиваля? Всё зависит только от суммы, да и разница уж как-то совсем по-детски не солидна тогда. С интересом понаблюдаю за ходом конкурса, посмотрю эту МЕЖДУНАРОДНУЮ доску почёта. Вот только вопрос, доска эта ГДЕ? На сайте её нет, только в дипломе будет написано.

2. Главный вопрос: "А судьи кто?" Получается, что мы, учителя, из-за какой-то недорогой "грамоты" будем участвовать в конкурсе, организованном и проведённом для нас детьми? Даже если и студентами колледжа? А где самоуважение?
Вот как раз таки организатору всех этих мероприятий, Гараеву И.Р. (ну не могу торжественно величать его по отчеству, как значится на всех дипломах/сертификатах/грамотах), всё, что происходит на его сайте, почётно и правильно, ведь он учится на юриста+экономиста. А что? Отличный реализованный бизнес-проект.
3. Ольга Николаевна написала, что к ДИА «Creativ», с которого начинал Гараев И.Р. и до сих пор руководит им, у неё нет претензий. У меня тоже нет - я не участвовала/не помогала/ничего и никак.
4. А информация о проекте??? Вы думаете, это государство, родители и учителя для детей стараются, создают им условия и т.д. А вот и нет! Это ДЕТИ для нас стараются (читаем страничку "Информация о портале"):
"Педагогическое информационное агентство "CREATIV" (http://pia-creativ.ru/)- международный образовательный педагогический портал. Данный проект реализуется под патронажем Детского информационного агентства "CREATIV" - http://dia-creativ.ru/
И на другой страничке:
"Контактные лица: Гараев Ильгиз Ринатович (Основатель, руководитель ПИА "CREATIV")"
Вот так! С большой буквы. И всегда с отчеством. Напомню, он – ученик 10 класса.
И ещё одна фраза с сайта ПИА "Креатив":
"...Хотите получить диплом и быть занесены в Международную доску почёта лучших педагогов? ..."
Нет! Я не хочу быть занесена В ДОСКУ, какая бы она не была...

2. 
Я описала только два примера некачественных конкурсов, но на самом деле их намного больше… Именно рассказам о таких "конкурсах" посвящены несколько статей в моём блоге, не поленитесь, пройдите по ссылкам в конце этой статьи...
Сколько ещё будет рассказов - я не знаю. Вот совсем недавний пример (лето 2015г.) – педагог ДОУ принял участие во Всероссийском конкурсе сайтов и блогов, занял призовое место и… радуется на весь мир, публикуя в своём практически некомментируемом и пустом блоге восторги от собственного потрясающего успеха! (Кстати, показала мне этот образчик "конкурса" знакомый нам блогер Жанна Витальевна Шайдарова).
 А там плакать нужно – конкурс отвратительный. ЛЮБОЙ может в любой момент заказать себе диплом или сертификат, нет указания на Организаторов, нет чётких критериев. И очень обидно, что многие знакомые блогеры заинтересовались именно этим «конкурсом». И я заинтересовалась))))))))) Но совсем по другим мотивам))))))
Бесконечно удивила реакция знакомых блогеров на неизвестный конкурс. Примерно можно выразить так: "О, она победила в каком-то конкурсе, надо и мне поучаствовать!" А ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАТЬ??????? Неужели только потому, что хочется грамотулю? Не верю! "Стадное чувство"? Да тоже вроде бы нет. Сыграл свою роль авторитет "победителя"? Так нет его...

В чём же дело? Как правильно выбрать конкурс хотя бы по внешним основным признакам, которые понятны каждому?

Итак, прежде всего обращаем внимание на название сайта организатора. Если внушает доверие - тогда идём дальше. Но что значит "внушает доверие"? Например, "Институт образования и воспитания" (естественно, первое слово я поменяла, а вообще, все совпадения, как всегда, совершенно случайны!). Но, позвольте, это что за педагогическая неграмотность такая - понятие "образование" уже включает в себя "воспитание"! А как часто можно встретить названия типа "Педагогический портал А.А.Ивановой/Петровой/Сидоровой". Почему бы не задаться вопросом - а кто это вообще????

Далее очень рекомендую обратить внимание на наличие (а то вообще может не быть!) странички "Об авторе" или "О нас". Внимательно прочитайте! Всё ли Вам понятно? Кто организаторы? К сожалению, всё чаще и чаще можно встретить "ООО..." или просто ИНН и фамилию. Посмотрите, а сколько всего человек входит в Организационный комитет? Быть может, только директор, он же Гога, он же Гоша? ))))) И как он всё успевает, если надо и сайт вести, и денежки принимать на много разных конкурсов, да ещё и судить их! И всё сам???

Проверьте, выставлены ли на сайте образцы наградных документов! И что там написано!!! В описываемом мною конкурсе получилось вообще весело - блуждала я, блуждала по его страничкам, а потом случайно наткнулась на архив с наградными документами ко ВСЕМ проходящим в этот момент конкурсам! Т.е. можно скачать, распечатать, вписать свою фамилию и всё! Кстати, это и предлагается сделать победителям! Какой уважающий себя Организатор так сделает? Вы можете себе представить, что в каком-нибудь департаменте образования перед входом в кабинет лежит пачка подписанных грамот с печатями и без фамилий? Бери - не хочу... )))))
А как бывает чуднО -  всего 10 участников, из них получается 2 лауреата, а остальные победители! А где же конкурс? Или как случилось, так и получилось?

Обратите внимание на общее содержание сайта с конкурсом! Просто полюбопытствуйте, что там есть ещё помимо конкурсов! Вот представьте, а вдруг Вам предложат стать почётным членом сей "... образования и воспитания", или медаль себе заказать, или в Книгу Почёта занести! А что, "корочки" уже почти готовы! А если серьёзно, то у каждого серьёзного Организатора есть свои основные направления работы. Это не может быть сразу всё обо всём!

И снова этот грибоедовский вопрос...  А судьи кто? Проверьте, указаны ли фамилии, должности, места работы экспертов конкурса/жюри. Они вообще есть или это так, мифические лица! Вы же помните, что критерии конкурса должны не просто быть, они должны быть чётко прописаны, обязательно должно быть оказано лицо (лица), кто персонально отвечает за тот или иной конкурс. Должна быть персональная ответственность, а не коллективная безответственность!

В 2012, 2013, 2014 гг. меня несколько раз пытались "поддеть" Анонимы в комментариях, что, мол, блог мой не котируется и никому не нужен, раз я в конкурсах блогов перестала участвовать! Спеклась? Ну как ответить так, чтобы дошло сразу, что я тщательно выбираю конкурсы, в которых участвует мой блог! ОЧЕНЬ тщательно! Все конкурсы, которые у меня вызывали доверие, ГЕОГРАФОЧКА выиграла, второй раз участвовать - не комильфо, а новых хороших пока нет))))))) Будут - обязательно попробую поучаствовать!

Мне бесконечно больно видеть в блогах замечательных коллег баннеры "всяких" конкурсов. Значит, принимают участие, значит, не захотели увидеть или не смогли. Искренне надеюсь на Ваше правильное понимание! Сомневаетесь в том, достойный ли конкурс? Спросите у своих же коллег, попросите посмотреть вместе с Вами Положение о конкурсе, этого нельзя стесняться!
ИМХО: лучше не участвовать нигде в течение года, чем победить непонятно в чём...

Коллеги, будьте бдительны! Не позволяйте лёгкой победе в "конкурсе" испортить Вашу репутацию… Тщательно выбирайте конкурс, в котором будете принимать участие Вы или Ваши ученики!






Источники, рекомендованные к прочтению:
http://geografo4ka.blogspot.ru/2013/04/blog-post_17.html
http://edutoday.ru/publ/42
http://geografo4ka.blogspot.ru/2013/06/blog-post_11.html
http://edutoday.ru/publ/47
http://geografo4ka.blogspot.ru/2013/07/blog-post.html
http://geografo4ka.blogspot.ru/2013/07/blog-post_14.html
http://geografo4ka.blogspot.ru/2013/07/blog-post_20.html