Педагогический август-2016: совещание учителей географии Краснодара "Профессионализм учителя"

Новый учебный год громко стучится в наши двери, настойчиво напоминая об окончании отпуска... Что год грядущий нам готовит? Самую важную для любого учителя-предметника информацию мы получаем, конечно же, во время традиционных августовских совещаний.
25.08.2016 в СОШ №35 прошло совещание учителей географии города Краснодара "Профессионализм учителя", на котором присутствовало более 100 педагогов.

Так как мой блог для меня ещё и замечательная записная книжка, сведения из которой могут потребоваться в любой момент, хочу поделиться увиденным и услышанным со всеми вами...
Перед началом мероприятия у каждого была возможность познакомиться со "Словарём географических названий Краснодарского края", презентацию которого провела Миненкова Вера Владимировна, к.г.н., доцент, заведующий кафедрой экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета.
Конечно, это пока только первый том, но я рада, что была возможность приобрести эту книгу, ведь географические названия мне очень интересны!!!
Так что, к началу совещания я была подготовлена: в руках были новая книга, программа мероприятия, любезно предоставленная организаторами, и очень важный документ, обсуждению которого должно было быть уделено много внимания:
Это Концепция развития географического образования в РФ, которая сейчас открыто обсуждается всеми географами нашей страны, перед принятием осенью в Москве.

Скачать для внимательного ознакомления проект Концепции можно здесь.

А вот и насыщенная программа всего мероприятия.
Программа была действительно насыщенная! Хотела тоже выступить и рассказать коллегам о своём участии в VII всероссийской конференции «Информационные технологии для Новой школы», но слишком поздно озвучила своё предложение, а теперь ещё и понимаю, что не к месту оно было. Надеюсь через блог напомнить коллегам об этой потрясающей возможности, ведь было действительно классно!!!
Но вернёмся к совещанию. Как всегда элегантная Наталья Маратовна Овсянникова - ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, приветствовала присутствующих, а потом представила приглашённых в президиум. Вот они:
Алексей Александрович Оробец, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, руководитель комиссии географического и экологического образования КРО РГО,
Вера Владимировна Миненкова, к.г.н., доцент, заведующий кафедрой экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета,
Любовь Алексеевна Морева, к.г.н., доцент кафедры экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета, член Совета и руководитель комиссии экономической, социальной и политической географии КРО РГО.
Совещание началось!
За пультом управления  полётами  презентациями Пейсахович Алексей Николаевич, учитель географии СОШ №98, который любезно скинул мне все материалы совещания - хотела вставить их в блог, но когда посмотрела внимательно, то оказалось, что все ключевые слайды я сфотографировала, слова - записала, документы - сделала доступными для скачивания!!!
1. Обсуждение проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации
Алексей Александрович Оробец приветствовал всех присутствующих и напомнил, что наши августовские совещания это возможность узнать новое, итоги ОГЭ и ЕГЭ, узнать о конкурсах и том, что ожидает нас в будущем году.
Оказывается, дети считают, что на географию в школе отводится мало часов, надо улучшить преподавание географических содержаний в начальной школе, а всем в конце 11 класса сдавать ЕГЭ по географии))))) Так отвечали ребята, отдыхающие в профильных сменах в детских лагерях на море.
Концепция - это система взглядов, которая описывает явления и факты нашей жизни. Предлагаемый к обсуждению документ очень объёмный и важный, он охватывает многие аспекты преподавания географии в школе.
Концепция входит в систему документов, которые уже действуют в нашей стране:
Алексей Александрович упомянул о том, что учебники по географии должны быть более единообразны, их должно быть меньше, они должны быть более качественными, а УМК лучше сочетаться друг с другом. Быть может, необходима концепция единого учебника географии? А мы могли бы принять участие в апробации...
Всем присутствующим было предложено записать на листах свои собственные предложения по содержанию Концепции, чтобы в ходе совещания поделиться ими с другими, обсудить, а потом направить в Москву как общее мнение краснодарских учителей.

Что в проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации заинтересовало лично меня:
-- речь идёт не только о географии, но и о "географической культуре". Этому посвящён первый раздел. Т.е. не только учим...
-- сопоставление проблем тех, кто изучает географию, с проблемами тех, кто преподаёт её. Люди редко признаются себе, что не до конца понимают какую-то тему, от этого очень просто отмахнуться, а нужно расширять собственную географическую культуру, посещать мероприятия... Учитель должен не только учить, но и мотивировать детей на изучение предмета.
-- есть разные проблемы, в т.ч. кадровые. Но в Краснодаре вакансий учителей географии нет! Более 10 студентов уже изъявили желание пойти в учителя!
-- необходима популяризация географии, что тоже есть в нашем городе (конкурсы, семинары...),

Так к чему должна привести реализация Концепции?
Получается, должна быть более предметная деятельность на уроке, а не теоретическая!
Нужно на каждом уроке занимать деятельностью каждого ученика!
Учитель должен быть эмоциональным!
Необходима работа с разнообразными источниками информации, применять активные методы обучения, должна быть общественная и государственная поддержка мотивации:

Своё выступление Вера Владимировна Миненкова начала со слов, что прочитать и изучить Концепцию нужно всем, кто связан с географией, т.к. потом элементы, включённые в содержание, будут внедрены во многие документы, регламентирующие нашу деятельность. Поэтому нужно вносить свои предложения, пока это только проект документа.
Мы должны гордиться своей страной и своей наукой - в документе много для этого предусмотрено. Вера Владимировна считает, Концепция крайне своевременна и необходима, т.к. география меняется, меняются и те, кто её изучает.
Она напомнила о Первом всероссийском географическом диктанте и его не очень приятных результатах - в итоге средний балл составил около 52 из 100, а это слабая "3"...
И тут я удивилась... Обычно как мы пишем на слайде заголовок, если нужно сказать о проблемах? Да так и пишем: "Основные проблемы"  Посмотрите на слайд, как это было написано у Веры Владимировны:
Точки роста! Это как раз те проблемные места, с которыми сталкиваются студенты-первокурсники географического факультета. Значит, мы, учителя, должны обратить на это внимание... Конечно же, говорила Вера Владимировна и о престиже науки в целом. Даже на специальность "Туризм" географического факультета ЕГЭ по географии НЕ НУЖНО! А потом менеджеры будут путать Австрию и Австралию....
Рассказала Вера Владимировна и о своих занятиях по демографии...
Потом были обсуждения.
Все желающие могли высказать собственные мысли по поводу Концепции, предложить свои идеи.
Я свои написала на листе блокнота и отдала в президиум.
Галина Валериевна Стеликова (гимназия №69):
-- увеличить количество часов географии в старших классах, а то по новым ФГОСам её там нет вообще,
-- вернуть 3 часа в 7 классе,
-- определить минимум базовой географической номенклатуры,
-- не согласна, что нужно вводить обязательный ЕГЭ по географии,
-- сокращение часов на географию ведёт к сокращению количества самих учителей географии в школе, вот они и не требуются,
-- одна из причин низкого уровня популярности географии в том, что часть содержания отобрали такие предметы как обществознание и кубановедение...
Кстати, Галина Валериевна - большая умница - в этом году она стала победителем конкурса Лучших учителей России (ПНПО-2016)! Поздравляю Вас, Галина Валериевна, с победой! Ведь это уже не в первый раз!!! Пусть всё получается, спорится, а в глазах и дальше будет огонёк!!!

Ольга Николаевна Луценко (лицей №64):
-- повернуться лицом к географии,
-- объяснила, почему в лицеях и гимназиях могут быть низкие показатели ОГЭ по географии...

Александр Николаевич Павлов (СОШ №29):
-- необходимо больше внимания уделять патриотическому воспитанию - тогда детям будет интересно, они будут гордиться своей страной,
-- постоянно говорить детям о том, что у нас не только огромная, но и очень красивая и интересная страна.

Любовь Алексеевна Морева (КубГУ):
-- больше говорить о народах России, патриотизме, территориальных контрастах,
-- расширение количества специальностей, на которые принимают с ЕГЭ по географии,
-- научить географов современным технологиям,
-- больше уделить в Концепции внимания высшей школе.

Марина Ивановна Третьякова (футбольный клуб "Краснодар"):
-- учителя не умеют пользоваться ПК,
-- нужно учить искать документацию с помощью Интернета на сайтах учреждений, читать документы!

Отступлю...
На Кубани сейчас очень жарко! И как было славно сидеть в прохладном актовом зале СОШ №35!!! Спасибо администрации школы за приятный комфорт! Как сказала коллега рядом со мною: "Если б не было так хорошо в зале, то много людей уже бы убежали с совещания, не выдержав жары, пусть и интересно очень".

А я продолжаю.
Наталья Маратовна Овсянникова рассказывала нам об основных направлениях развития профессионализма учителя.
Позволю себе привести цитаты из её выступления, ибо в пересказе, боюсь, что-то могу исказить...
"Отправляя ребёнка в школу, родители, прежде всего, выбирают учителя, с которым ребёнку будет комфортно, чтобы он не испытывал страха, шёл на занятия с удовольствие, зная, что его там ждут и не обидят. Это зависит от самого учителя, от его профессионализма и качества образования, т.е. от 4 «к»:
1. Креативность.
2. Критическое мышление.
3. Коммуникативность.
4. Компетентность.
А также зависит от грамотности учителя:
- житейской,
- математической,
- финансовой,
- культурологической,
- гражданской,
- ИКТ..."
"...Профстандарт раскрывает важнейшую задачу сегодняшнего дня — непрерывное образование (это понятие введено в 1929 году английским педагогом Йескли), тем самым повышать качество образования. Учителю нужно учиться всегда, а формы могут быть разными.
Существуют определённые трудности: мировой кризис образования, дети стали хуже учиться, проблемы с поведением, прогулы. Определяют даже причины: принудительный характер образования, погружение в ИКТ авторитарная педагогика. С точки зрения педагога: учитель – тоже человек, 99% современных школьников трудновоспитуемые. Современная школа не готова перейти на новый стандарт.
Поэтому Министерство образования и науки РФ предлагает перенести вступление в силу профстандарта педагога с 2017 года на 2018 или даже 2019 год..."
"Предполагаются следующие направления в работе по подготовке к переходу на новый стандарт: работа с высшей школой (брать опыт зарубежных стран), ввести национальную систему учительского роста – к нынешнему учителю (1 квалификационная категория, высшая кв. категория, соответствие занимаемой должности) добавить «старший учитель», «ведущий учитель». 
Предполагается, что в этих категориях также будет аттестация – высшая, первая квалификационная категории и соответствие занимаемой должности. 
Предлагается сформировать дифференцированную систему учительских должностей в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых функций. 
Для каждой должности необходим минимально допустимый уровень образования. Так, для учителей начальных классов – бакалавриат, для учителей старших классов – магистратура и обязательное наличие высшей категории."

"...Также будет изменена и аттестация учителей: она будет проходить на всей территории РФ на основе единых КИМов, с помощью которых можно будет оценить такие компетенции:
- знание предмета;
- владение педтехнологиями, в том числе и современными ИКТ;
- знание коммуникаций – умение решать конфликтные ситуации с детьми, родителями.
То есть, требования к процедуре аттестации будут едиными по всей стране. 
...сократилось количество обязательных требований к структуре рабочей программы учебного предмета: было 8, стало 3."
От себя добавлю - в соответствии с рекомендациями, можно оставить рабочую программу в объёме прошлого года. А если делаете новую, то можно её чуть сократить по предложенным правилам. 

Наталья Маратовна рассказала, где можно скачать Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «География» в 2016-2017 учебном году.
Скачать методические рекомендации по географии на 2016-2017 год 

А вообще рекомендую учителям географии нашего города обратить внимание на постоянно пополняемый раздел "География" на сайте КНМЦ.

Были и обсуждения (к слову, ежегодные)))))) количества оценочных практических работ, которые должны быть отражены в КТП.
В итоге пришли к общему знаменателю:
если в неделю 1 час - за год 5-6 оценочных практических работ,
если в неделю 2 часа - за год 10-12 оценочных практических работ.
Алексей Александрович Оробец:
"Если авторская программа не содержит перечень практических работ, то нужно переходить на другие программы!"

Наталья Маратовна Овсянникова рассказала об итогах ЕГЭ и ОГЭ-2016:
По итогам сдачи ЕГЭ 78 краснодарских школьников получили 100 баллов (в 2015 году – 54 стобалльника), в том числе 1 человек – по географии (лицей ИСТЭК, учитель Ульянко Сергей Львович).
Всего по 7 предметам краснодарские выпускники получили по ЕГЭ 100 баллов.
По мнению бывшего министра образования, ректора Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимира Филиппова, только один выпускник из пяти тысяч способен получить 100 баллов по ЕГЭ.
Есть, конечно, и проблемы...
Наталья Маратовна поблагодарила всех экспертов ОГЭ, которые проверяли работы в этом году. Пусть, были и "перлы", но в целом ребята справились. Качество ОГЭ по географии в Краснодаре составило 51%.
А я теперь имею повод для гордости за своих учеников и нашу с ними работу!!!
Мои результаты сдачи ОГЭ по географии: 
Показатель
2015-2016
Количество учащихся
74
Успеваемость
100%
«5»
28 (38%)
«4»
26 (35%)
«3»
20 (27%)
Качество
73%
Количество учащихся, набравших наивысший балл

2
Средний балл (мой)
23,92
Среднекраевой показатель
Средний балл г.Краснодара
19,36
19,6













К слову:
среднекраевой паказатель упал на 5 баллов! Причину вижу в этом....
Очень хочется узнать среднегородские показатели... Хотя, раз громко не сказали, значит, есть нам всем над чем работать!!!
Анализ ОГЭ по географии по Краснодарскому краю можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Об основных направлениях сотрудничества с Краснодарским региональным отделением РГО рассказали Алексей Александрович Оробец и Любовь Алексеевна Морева. Перечислю самые основные:
-- работают комиссии,
-- есть возможность публикации на сайте РГО,
-- есть сайт Ассоциации российских географов-обществоведов,
-- проводятся интерактивные лектории и семинары, научные шоу в детских лагерях,
-- постоянно организуются встречи с преподавателями высшей школы...
Как говорится, дорогие мои коллеги, если хочешь, то можно не только помечтать, но и сделать!!!
Конечно, было много вопросов, уточнений, кивков и обменов контактами...
Но время неумолимо бежало вперёд - совсем скоро комфортабельный прохладный зал должен был впустить в себя учителей "изящных дисциплин", выпустив в знойное кубанское лето обновлённых и окрылённых, желающих творить и креативить (искренне в это верю!) учителей географии.

Огромное спасибо организаторам мероприятия за столь нужную и своевременную профессиональную "подпитку"! Мне было очень интересно! Надеюсь, мои записки в блоге будут полезны не только мне))))))