ФГОС: условные знаки будущего, или А что будет на Земле через 100... 200... 500 лет?

Не секрет, что мне очень нравятся учебники географии, по которым я работаю в школе. Это УМК "Полярная Звезда" издательства "Просвещение". Меня устраивает в учебниках абсолютно всё, и даже более - часто ловлю себя на мысли, что некоторые задания, фрагменты текстов словно нацелены на будущее, они заставляют школьников задуматься о том, что же будет через несколько или много лет.
Так и в этот раз - повторяли мы с семиклассниками пройденную в 6 классе тему "Условные знаки", обогащались новыми знаниями, да и "занесло" нас в обсуждениях в самое настоящее будущее))))
К слову, в прошлом году мы тоже заглядывали в будущее, но то было будущее науки: "ФГОС: путешествие в будущее географической науки" (дети отвечали на вопросы: Что будет изучать география через 100 лет? Какой будет география в будущем?) А в этот раз с семиклассниками мы говорили о том, какими могут быть условные знаки на картах через 50... 100... 200 лет, а продолжили разговор с десятиклассниками - что будет на Земле через много лет, какая она будет?
Итак, слово семиклассникам!
Детям предстояло не просто дома нарисовать  в тетрадях условные знаки будущего, но и подготовиться устно объяснить их значение, обосновать способы начертания их основных элементов.
 Конечно, часть условных знаков была создана по подобию ныне существующих, что-то больше напоминало рисунки, но были и особые знаки, очень простые, но в то же время  ёмкие. "Как настоящие!" - так сказали дети.
 Тематика знаков была очень разнообразная, хотя некоторые условные и повторялись! Быть может, именно за ними ближайшее будущее?!?
 Перечислю самые необычные условные знаки, которыми, по мнению семиклассников, будут пользоваться географы через несколько десятков лет:
-- парковка звездолётов,
-- воздушное метро,
-- небесная парковка,
-- подводные поезда,
-- летающие поезда,
-- "мёртвые" зоны,
-- разрушенные земли,
-- выжившие города,
-- зомби,
-- памятник-голограмма,
-- подводный зоопарк,
-- гиперзвуковые беспилотники,
-- ископаемое "лунит" (на Луне),
 -- машина времени,
-- портал для путешествий,
-- эвакуационный портал,
-- временной портал,
-- межпланетный лифт,
-- межгородской лифт,
 -- летающие острова,
-- солнечные батареи,
-- больница по замене конечностей протезами,
-- космические экскурсии,
-- инопланетная космическая база...
Можно перечислять и перечислять! Но среди всех рисунков выделялись следующие два:
 1. Задание было понято учащимся в ином ключе: нарисовать новые картинки к уже существующим условным знакам. А что, и ведь прав - можно было понять задание и так.
2. А здесь была попытка классифицировать условные знаки по способу начертания, как в учебнике.
Для меня-учителя очень важны эти особенные работы.
Дети показывали друг другу условные знаки будущего, рисовали их на доске...

-- Ой, а мой знак трудно быстро нарисовать, я его переделаю, упрощу. Можно?
-- Конечно! Ведь знак должен не только напоминать что-то, но и быть простым в начертании.

-- Смотрите, а его знак напоминает уже существующий (показывает в атласе)! Так разве можно?
-- Очень много знаков могут быть похожими, но только на первый взгляд. Главное, найти отличия и сравнить с начертанием в легенде карты...

Вопросов и ответов было много! Уверена, что эта тема ребятам обязательно запомнится!


А теперь слово десятиклассникам. Все работы проверены на плагиат (тут: https://text.ru/antiplagiat). Уникальность 100%. Некоторые интересные, на мой взгляд, моменты, я выделила в тексте...
Что будет на Земле через несколько десятков лет?


1.
"Предполагая жизнь человека на Земле через 100 лет, прежде надо всего надо думать об экологии. Есть много разветвлений будущего. Если человек сейчас задумается об экологии и будет думать о будущем человечества, то , вероятно через 100 лет жизнь будет еще спокойной. Но, если люди уничтожат за деньги и власть нужные ресурсы, то жизнь будет очень не простой. 
Вероятно, к тому времени будут развиты технологии. Могут быть роботы, которые помогают по хозяйству. Большинство стран будут информационными, а может стран больше и не будет. Может не будет разделений.
Численность тоже зависит от человечества. Если не будет мировых воин, то численность будет расти. Вероятно увеличится от 6 до 15 млрд. (примерно через 100 лет)
Конечно, людям уже надо задуматься о запасах пресной воды и полезных ископаемых. В будущем, возможно, будет топливо более экологическое, которое будет меньше загрязнять атмосферу, и тогда воздуха для дыхания будет больше.
Человек мог бы жить как и сейчас в домах, но скорее всего это будут города-высотки, где, возможно, будет много растений на этажах для очищения воздуха. 
А в худших предположениях, больше чем через 100 лет, люди не смогут жить спокойно, и придется осваиваться в пустынях.
А если численность населения будет расти, то люди будут строить дома в холодных арктических и субарктических районах, от ледников брать водные ресурсы. Возможно, больше будут использовать пустыни, сделают почву более пригодной для растений.
Питаться будут чем-то вроде энергетических батончиков. Но, возможно, выведут новые сорта растений, фрукты и овощи. Но люди не будут следить за сельских хозяйством, за этим будут следить роботы.
Люди могут заниматься биологическими, химическими, какими-то молекулярными работами. Большинство технологий будут помогать им в этом. Люди придумают много лекарств.
Возможно, пространство Мирового океана будет лучше изучено, но чтобы изучить океан понадобится больше времени.
Если Земля все же будет загрязнена, то человек может измениться в цвете кожи, вероятно, видоизменятся легкие и начнут медленнее сокращаться, что позволит экономнее расходовать кислород.
Большинство животных может исчезнуть, но люди, надеюсь, этого не допустят. Будут фермы, где будут работать роботы, но все равно под присмотром людей.
Не исключено, что если численность будет расти, то примерно пройдет еще пару сотен лет и люди начнут полностью осваивать Марс. И сейчас об этом говорят.
Будущее зависит от настоящего. Все развития возможны, но нужно понять, какое лучшее, и достичь его."

2.
"Через 500 лет население Земли будет составлять 50 млрд.чел. Земля не сможет выдержать такое количество людей. Учёные начнут искать другую планету, пригодную для жизни. Этой планетой станет Марс, т.к. он в большей степени удовлетворяет потребностям людей. Примерно половина всего населения Земли отправится на "красную" планету, чтобы заняться постройкой самых масштабных городов. Все необходимые ресурсы люди будут привозить с Земли, в том числе и кислород. По началу люди будут ходить в кислородных масках, пока не вырастут первые деревья. Будет открыто множество новых мест работы, например, такси от Земли до Марса или уборка астероидов и метеоритов с пути. На Марсе будет образованно новое государство: Марсо-Российская республика. (Патриот? Да!!! - прим. Л.П.)"

3.
"Через 200 лет вся планета будет освоена людьми, пресной воды будет очень мало, полезных ископаемых почти не останется. Суша и вся вода Земли загрязнена. Будет запрещено вылавливать рыбу с морей и океанов, выращивать еду крайне опасно, так как уровень радиации на планете слишком высокий. (Очень уж всё грустно... - прим. Л.П.)
Люди ходят в скафандрах, так как атмосфера не пригодна для дыхания. Питаются консервированными биологическими добавками, сбалансированными необходимыми витаминами для жизнеобеспечения организма.
С самого рождения ребенку внедряют код - кем он будет работать, когда вырастет. (Автор любим смотреть фантастику... - прим.Л.П.) Большинство населения занимается строительством нового материка, так как численность населения 50 миллиардов человек и суши на всех уже не хватает. Ученые ищут планету, схожую с Землей. Экологи создают новые способы для дальнейшей жизни на Земле. Также осуществляется экспорт пресной воды с Марса.
Люди выглядят так же, как и сейчас, средняя продолжительность жизни 90-100 лет, высокая рождаемость.
Также я думаю, что может произойти глобальная катастрофа или на планету упадет крупный метеорит, и жизнь начнется с нуля."

4. 
"Жизнь человека на Земле через 100 лет кардинально изменится. Учёные исследуют все районы Земли, которые сейчас плохо освоены человеком, чтобы каждому из 50 млрд людей был свой маленький уголок.
Например, в пустынях и полупустынях проложат асфальт, построят многоэтажные дома, проведут электричество в каждый дом, люди научатся выращивать фруктовые деревья, овощи, разведут скот. В зоне Арктики и Субарктики сделают то же самое, но ко всему этому будут привозить много топлива. В горных и предгорных районах с помощью специальной техники будут построены дома, от перепадов температур и давления учёные придумают специальные скафандры. Сложнее всего жить будет в пространствах Мирового океана. Люди будут постоянно находится в воде в специальной форме, жить в подводных домах и питаться из тюбиков.
С каждым годом будет увеличиваться дефицит пресной воды и полезных ископаемых, атмосфера будет сильно загрязнена, поэтому продолжительность жизни сократится на половину. Люди будут работать только на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях,чтобы прокормить семью.
Такая жизнь будет длиться до тех пор, пока население не сократится в пять раз, или учёные не придумают действенные способы, чтобы очистить атмосферу и добывать пресную воду."

Обратили внимание? Некоторые моменты в сочинениях ребят можно проиллюстрировать условными знаками семиклассников!
Но мой вывод после прочтения работ старших ребят немного грустный: мне показалось, или пессимистический настрой преобладает? Значит, нужно вместе прийти к пониманию необходимости перемен в отношении человека к природе, Земле-своему дому, друг другу... сейчас, а не потом! Ну что ж, Год экологии мне в помощь!))))


И в 7, и в 10 классе нет-нет, а сводились обсуждения к тому, как будет выглядеть человек через много лет.... Я слушала детей и понимала, что у меня с ответом на этот вопрос всё просто: в далёком 2007 году я прочитала в Интернете статью, которая произвела на меня неизгладимое впечатление! Статья была скопирована в недра ПК и долгие годы ждала своего часа))))

Глаза. Чтобы выдерживать контакт с загрязняющими веществами в атмосфере, глаза человека станут меньше размером и будут похожи на свиные. Прозрачная мембрана (которую сейчас можно найти во внутреннем углу глаз) станет больше размером и будет служить вторым веком.
Нос. Увеличится в размере и будет снабжен системой отсеков и пещерок, чтобы лучше очищать воздух. По той же причине, волосы в носу станут более густыми и длинными
Легкие. Увеличатся в размере и будут обладать более густой кровеносной системой, которая будет позволять извлекать из воздуха то небольшое количество кислорода, которое в нем останется.
Печень. Поскольку ее функцией является очищение крови, увеличится до огромных размеров, чтобы более успешно фильтровать отравляющие вещества.
Кожа. Станет более грубой, с участками ороговения, чтобы избежать ожогов от химических загрязнителей в атмосфере.
Аппендикс. Снова станет рабочим органом, помогая перерабатывать пищу, которая к тому времени станет исключительно растительной(поскольку мясо станет непригодным к употреблению из-за загрязнения окружающей среды).
Костная структура. Человек станет субтильным и низкорослым. Это будет вызвано относительным отсутствием витамина Д (из-за сниженного количества солнечного света и более скудного рациона).
Волосы. Исчезнут в связи с сильным потеплением климата.
Уши. Усиленное шумовое загрязнение окружающей среды приведет к образованию складок на ушах, что сделает их более похожими на собачьи. Человек сможет поднимать их, чтобы прислушаться и опускать, чтобы снизить поступление шума.
Характер. Человек будет слегка сумасшедшим. Это будет вызвано наличием отравляющих веществ в пище (что уже сейчас можно наблюдать у тех людей, пища которых содержит высокий процент ртути)
Дыхательные аппараты. Сразу после рождения, человек некоторое время будет присоединен к специальному аппарату, который будет помогать ему дышать первые недели жизни.
Почки. Обретут новую функцию - извлечение воды из мочи и сохранение воды в организме. Вместо жидкости, человек будет выделять кашицу, состоящую из мочевой кислоты и токсичных веществ.
Ученые считают, что задолго до того, как вышеописанные физиологические изменения произойдут, человечество успеет вымереть.
Источник: http://www.ufostation.net/news.php?readmore=1028

В качестве вывода:
1. Что будет через несколько десятков лет мы не знаем, можем только предполагать... Но негативные прогнозы должны становиться основой для поиска путей недопущения подобных сценариев развития жизни на Земле!
2. На уроках мы должны не только учить, но и слышать детей, разговаривать с ними, всячески показывая необходимость новых знаний в их жизни!