Особенности природы материков и океанов, или Географическое просвещение в действии!

География... 
Далёкая и близкая, загадочная и понятная.
Учит, помогает, обогащает, предупреждает.
Наука о нас и для нас.
Учимся вместе!

Не синквейн, конечно, но где-то рядом!))))
Именно такие строки сегодня родились у меня в голове и занимают уже несколько часов. Вот вроде бы воскресенье - самая благодатная пора для отдыха и приятно-домашних дел, но если есть возможность поучиться - почему бы и нет?!?
Немного истории (кстати, весьма необычной, подобное есть не во всех регионах нашей страны!)...
В ноябре географический факультет Кубанского государственного университета пригласил всех кубанских школьников на бесплатные обучающие семинары в рамках проекта "Углублённое изучение и систематизация знаний по географии" для подготовки к государственной итоговой аттестации в 2017 году. Темы всех семинаров выбраны с учётом результатов анализа выполненных заданий ЕГЭ и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Организаторы составили график семинаров, которые проводятся с 10:00 до 12:00 часов на географическом факультете КубГУ. На сегодняшний день 5 семинаров уже прошли, лекторами были освещены важнейшие темы: 
-- "Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли",
-- "Литосфера. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность",
-- "Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира",
-- "Численность, естественное движение населения России. Направление и тип миграций" На этой лекции мы с малышатами-десятиклассниками присутствовали, а потому репортаж доступен для просмотра в блоге

И вот следующий семинар. Сегодня. Признаться, до последнего не знала, получится ли пойти, а потому дети были предупреждены, что может так получиться, что Лилии Павловны на семинаре не будет, а они будут там сами. Ну что ж... посмотрим, что и как было!

Официально:
12 марта 2017 г. Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа. Лектор - Нагалевский Юрий Яковлевич, к. г. н, профессор, заведующий кафедрой физической географии.

Чуть не опоздала, но успела увидеть ребят ещё до входа в университет. Это не все - двое подошли чуть позже...
 Буквально пара-тройка минут и в 09-50 нас пригласили в аудиторию №305 на лекцию. Пока дети собирались и рассаживались,
 я всё же сделала это - сфотографировала туалетную комнату)))) Сейчас тут цветы, чисто и очень хорошо пахнет, а в 1996-2001 гг. было страшно войти - курили студенты прямо тут...
 Но вот и дети:
 Удивилась, увидев Ваню Куничкина, ведь у него как раз в это время занятия на факультете журналистики! Но как оказалось, всё возможно, если очень захотеть!
Юрий Яковлевич Нагалевский... Ух, помню его со студенческой поры - строгий, требовательный, всегда очень серьёзный! Конечно, он не закрывал на карте какой-то географический объект рукой и не спрашивал, что у него там (так хотелось увидеть этого замечательного преподавателя, оставившего столь яркие впечатления!))))), но если и спрашивал, то всегда студенты знали - надо учить и учить хорошо!!!
Но сначала было слово, вступительное.
Предлагаю на несколько минут перенестись в аудиторию №305 с помощью моего конспекта в учительском блокноте...
Введение тестовой системы подорвало систему образования России. Вашим учителям приходится заниматься натаскиванием на тесты. А всё это из-за Болонской конвенции. (Напомню: реформы системы образования, проводимые в постсоветской РФ в рамках "болонского процесса", в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада. - Л.П.)
Тестовая система была придумана в США для умственно-отсталых детей, чтобы подтянуть их, чтобы на общей массе выглядели приемлемо. Сейчас по тестам вузу тяжело выбрать достойных студентов.
Юрий Яковлевич посетовал на снижение уровня школьного образования, т.к. школьные учителя выполняют скорее функции контролёра, а не источника знаний, а также поделился, что его внук учится в классе, где 38 учеников, а из-за такого большого количества очень сложно учителю научить! А ведь раньше в школах около 20% времени отводилось на географию, она стояла на третьем месте после русского языка и математики.
Выпускники географического факультета могут работать не только учителями географии, а как показали ежегодные декабрьские встречи выпускников (первое воскресенье декабря), они работали в КГБ, МЧС и других важных организациях.
Сейчас на географическом факультете учат 4 года, получается бакалавр (словно незаконченное высшее образование), потом возможна магистратура, но на неё обычно поступает только около 30%.
На сегодняшний день человек вроде бы изучил почти всю поверхность суши, но в Мировом океане осталось много пустых мест, особенно на глубине. Океанологи говорят, что человек изучил Мировой океан всего лишь на 1%.
Есть шутка, что мы знаем Мировой океан хуже, чем обратную сторону Луны.
Земля образовалась 4,6 млрд лет назад, но в 1960-х гг., когда учился Юрий Яковлевич, считалось, что всего лишь 3 млрд. Раньше все материки были частью единого материка - Пангеи, которая разделилась на Лавразию и Гондвану, а между ними расположился огромный океан Тетис (на дне которого мы с Вами сейчас и находимся! - прим.Л.П.).
После оледенения уровень Мирового океана увеличился на 100-150 метров, появились шельфовые моря, современная береговая линия.
Сиаль - Al + Si, шлак после "кипения  поверхности Земли, он дал начало литосфере. Земная кора находится в постоянном движении. Мы вспомнили теорию Альфреда Вегенера (удивилась - Ю.Я. назвал его Вагенером, а у нас в учебниках всегда там "е"), что совпадают береговые линии востока Южной Америки и запада Африки. Есть доказательства того, что материки расходятся. На мысе Кабу-Бранку в Бразилии установили передатчик, который подавал специальные сигналы на космический спутник. И когда через год проверили его местоположение, оказалось, что Африка и Южная Америка отдалились друг от друга на 3 сантиметра. Вроде бы мало, но... 3 метра за сто лет! Учёные предполагают, что через 135 млн лет все материки снова станут единой Пангеей. Как ногти человека растут на 3 см в год, так и материки в среднем на это расстояние отдаляются...
 А потом нас прервали. Оказалось, что в аудитории №305 должно будет проходить тестирование абитуриентов, Юрий Яковлевич сопротивлялся как мог, но в итоге нам пришлось прерваться и поменять дислокацию.
 Мы отправились на физико-технический факультет.
 Тут всё очень изменилось за 16 лет с моей учёбы - стало красиво, уютно, очень современно!
 Я вновь пустила листы регистрации по аудитории.
И пока ждём лектора, предлагаю посчитаться!)))) Правда, что принимать за основу - я не знаю, т.к. по моим подсчётам, в аудитории присутствовало 49 человек, из них взрослых 5, а в листе регистрации, который по традиции отправится в КНМЦ, отметились только 46 человек (взрослых 3):
- лицей №4 - 1,
- лицей №12 - 1,
- гимназия №18 - 7 + учитель + родитель,
- гимназия №33 - 1,
- СОШ №51 - 1,
- СОШ № 52 - 7,
- СОШ №60 - 9,
- СОШ №71 - 1,
- гимназия №72 - 1,
- СОШ №73 - 5,
- СОШ №78 - 2,
- СОШ 83 - 1,
- лицей №90 - 1 + родитель,
- ККЭП - 1,
- Гулькевичская СОШ №12 - 1,
- Новороссийск, СОШ №29 - 1,
- Сочи, СОШ №18 - 2.
 Скорость раздвижения в разломах Исландии около 2 см в год. В местах, где плиты надвигаются друг на друга, образуются горы. Но есть такая закономерность - если где-то растут горы, то в другом месте поверхность будет опускаться. Всё сбалансировано!
Как вид человек появился 2 млн лет назад в Эфиопии, в Африке. Если взять 4,6 млрд лет истории нашей планеты и принять за 1 астрономический год, то человек появился только за 2 минуты до наступления нового года, а опасное оружие у него появилось только за 2 секунды. Несколько лет назад русские и американские учёные разработали сценарий "Ночь после термоядерной войны". Что будет? Леса выгорят, всё живое будет уничтожено. После этого СССР и США подписали мирный договор. Даже если будет ядерная война между Индией и Пакистаном, радиация затронет более половины Евразии.
 Не только солёность измеряется промилле (‰), а население, уклон ж/д... При сопоставлении карт температуры и солёности Мирового океана мы обратили внимание на то, что они связаны: чем больше температура, тем больше солёность. Самая большая температура наблюдается в Персидском заливе и Красном море, около 40 градусов. А вот воды около Антарктиды и Арктики холодные - иногда меньше 0.
Солёность некоторых морей:
Средиземное море - 38‰,
Чёрное море - 17-18‰,
Азовское море - сейчас около 14‰, а ещё 50 лет назад - 10-12‰, это связано с уменьшением стока рек Дон и Кубань, идёт осолонение, увеличивается количество медуз, уменьшается продуктивность моря, меньше ценных пород рыб,
Каспийское море - 18‰ (остатки океана Тетис),
В Балтийском море (Финский залив) солёность очень низкая, всего около 1‰ ("можно брать воду и поливать огород"), а в центральной части моря - до 8‰.
Средняя солёность Мирового океана = 35‰.
Температура океанических вод до глубины 200м уменьшается, а около дна она до +2°С, без разницы - на экваторе или в полярных широтах. А в глубоководных желобах формируется температура около 0°С, там дейтериевая вода, которая необходима для получения атомной бомбы.
Юрий Яковлевич подробно рассказал о течении Гольфстрим и его отепляющем влиянии на климат Европейской части России. Представьте, где находятся Мурманск и Одесса. Но Мурманский порт зимой не замерзает!
Железо-никелевые конкреции (у нас в учебниках было написано про железо-марганцевые) находят на дне океана на глубинах от 5000 метров.
В местах, где сходятся тёплые и холодные течения, всегда много рыб. Таких самых продуктивных мест на Земле три:
- возле острова Ньюфаундленд,
- шельф Аргентины,
- Курильские острова (теперь понятно желание Японии забрать эти острова?).
Был затронут и вопрос о составе океанических вод - как мы помним, там растворена вся таблица Менделеева! А около 40% месторождений нефти и газа находятся на шельфе. Индонезия, Ангола, Венесуэла, Мексика, Великобритания - крупные экспортёры нефти, которая добывается на шельфе. Алмазы в ЮАР добываются на материке в карьерах глубиною в 2км, а Намибия строит дамбы, ограничивая часть шельфа, откачивает воду и добывает драгоценные камни!
 Сейчас идёт передел Северного Ледовитого океана, раньше просто проводили линию от крайних западной и восточной точек России к Северному полюсу и всё, что внутри, то наше, а сейчас ситуация осложнилась.
 Есть связь между расположением природных зон на разных материках. Человек меняет природные зоны: почти полностью исчезла зона степей. Например, на Кубани распаханность достигает 80%! Аргентинская пампа (степь) тоже подверглась влиянию человека. Там сейчас выращивают пшеницу и разводят коров - всё на экспорт. И раз в неделю приходит огромное судно с говядиной в Новороссийск и мясо развозится по всей стране. России не хватает своей говядины! В результате степь как природная зона практически исчезла! Влажных экваториальных лесов осталось 4%.
Удивительно, но в 21 веке человек ведёт тот же тип земледелия, что и наши первобытные предки - подсечно-огневое земледелие. В Африке, на Калимантане, в Амазонии в сухое время года леса выжигаются, засеиваются, и 3-4 года территория даёт феерический урожай. Потом место оставляют на 20-25 лет, после - возвращаются и всё повторяется. Но сейчас возвращаются через 12-15 лет, земля не успевает восстановиться.
 В мире много интересных объектов. Например, залив Фанди. Там отлив происходит быстрее, чем человек быстро идёт!
Залив Фанди во время отлива (слева) и прилива (справа).
Фото из Интернета.
Самая мощная в мире ГЭС "Три ущелья", её мощность около 21 млн кВт, а в России самая мощная - Саяно-Шушенская - даёт всего 6 млн.
 Юрий Яковлевич рассказал, что в мире много ПЭС (приливных). Они бывают разные - волновые, на разнице температур, поплавковые.
 Интересной мне показалась схема многоцелевого использования ресурсов черноморских вод в системе энергетического комплекса. Юрий Яковлевич рассказал о проблеме нехватки пресной воды в Крыму, как решается эта проблема.
 Заинтересовала меня вот эта схема ПЭС в мире. Помимо Кислогубской, о которой мы знаем, проектируется ещё одна на Дальнем Востоке.
 Новое направление в мире - марикультура. Уже 40% мирового улова даёт марикультура, а в России - 0%! Китай предложил не вылавливать рыбу, а разводить искусственно.
И... всё! Лекция завершена. Но остались вопросы...
Я уточнила про выделение пятого океана, Южного! Вопрос очень важный и ответственный - в большинстве атласов есть Южный океан, а в тестах ОГЭ и ЕГЭ я не видела упоминания о нём! Девочки задавали вопросы на уточнение:
-- От чего зависит солёность,
-- Могут ли некоторые острова, например, Мальдивы, затонуть?
Вот так на ответе про то, что надо будет поехать и самим посмотреть, мы и разошлись...

Было очень интересно мне-учителю, а понравилось ли ребятам, что удивило - это я обязательно спрошу на уроке географии...
А для всех желающих стать участниками обучающего семинара напомню, что ещё есть такая возможность - нас ждут ещё два занятия:
16 апреля 2017 г. Атмосфера. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Гидросфера. Лектор - Чехла Наталья Владимировна, ассистент кафедры физической географии.
14 мая 2017 г. Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России. Лектор - Анисимова Виктория Викторовна, к. г. н, доцент кафедры международного туризма и менеджмента КубГУ.
Организаторы встречают участников семинара в 09:45 в центральном холле университета. При себе необходимо иметь паспорт.


P.S. Уже после лекции один из малышат задал мне весьма неожиданный вопрос:
-- Лилия Павловна, а мне показалось, или лектор как-то недолюбливает школьных учителей? Мне наши учителя нравятся, они хорошие.
На честный вопрос ребёнок получил не менее честный ответ:
-- Спасибо, ребёнок, наверное, показалось. Уверена, что каждый учитель старается в меру своих сил, возможностей и.... того, как его научили!