За что можно уважать Америку? или США: история + география

 География - это не история, не политика, но как же она бывает с ними тематически связана! Уроки географии в 11 классах в этом году начинаются с краткого регионального обзора стран мира, после которого идёт более подробный обзор отдельных стран, и первая изучаемая в Северной Америке страна - США. Ей посвящено аж три параграфа, хотя в учебниках предыдущего издания был только один.
Работая последние лет семь постоянно в 11 классах, я с уверенностью могу сказать, что события на мировой политической арене весьма влияют на восприятие школьниками параграфов учебника. К сожалению, не всегда позитивно...

За последние 4 года встречала разное: от принципиального нежелания учить домашний параграф про США, некультурных высказываний в адрес жителей этой страны, до тихого саботажа поставленных задач. Да, не в каждом классе, но намечающая тенденция "недолюбливания" и почти оскорбительных высказываний меня насторожила...

Как быть? Что говорить? Призывать к толерантности? С пеной у рта доказывать детям, что все страны замечательные? Что в каждой стране люди хорошие, но поступки у них бывают плохие? Что не всем новостям в Интернете и по ТВ нужно на 100% верить? Как же тяжело, наверное, бывает учителям истории, ведь нужно не только "втолковать версию учебника", но и научить самим рассуждать...
Для себя я выход из положения вижу в одном: при изучении всех стран мира я ввожу дополнительный блок вопросов:
За что можно уважать эту страну?
Чему не мешало бы научиться России у этой страны?
Чем интересна история этой страны?

Но так как передо мной не малыши-пятиклассники, а довольно-таки сформировавшиеся личности лет 16-17, то мало просто "рассказать-записать-запомнить", надо доказать, а ещё лучше, чтобы это сделали сами дети. Без лжи и фальши, без заискивания, только констатация и статистика.

И вот что у нас получилось на одном из первых уроков...

1.
США - довольно большая страна, занимает четвёртое место в мире по площади (после России, Канады и Китая), а вот по разнообразию природных достопримечательностей с США может сравниться только Россия. Очень развита инфраструктура туризма.

2.
Граждане США очень хорошо относятся к инвалидам. Можно даже встретить мнение, что в США значительно больше людей на колясках, инвалидов и покалеченных. Но это не так. Просто в России их почти не видно в музеях, театрах, все инвалиды закованы в доме. Решится ли инвалид-колясочник совершить путешествие, например, из Москвы на Байкал? У многих нет возможности выйти на улицу по одной простой причине - в квартире нет лифта, передвижения по улицам города проблематичны из-за высоких бордюров и отсутствия специальных спусков, не говоря уже об общественном транспорте. Только в последнее время в России стали уделять много внимания проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. Да, делается много, но этого пока не достаточно... А ведь это может случиться с каждым, никто от этого не застрахован. Инвалиды в США чувствуют себя абсолютно комфортно, живут нормальной жизнью.

3.
Консервация собственных месторождений полезных ископаемых - довольно-таки распространённое явление в США. И речь идёт не только о тех месторождениях, где нет большой экономической выгоды, но и ... "про запас". Экономно? Да. Пока могут - покупают у других стран, потом будут использовать свои полезные ископаемые.


 Формирование государственной территории США - интересная историко-географическая тема. События, связанные с ней, охватывают время с XVI по XX в. Чтобы их как-то упорядочить, можно выделить три последовательных этапа этого процесса.
Предварительный этап продолжался от начала европейской колонизации до образования США. Он затронул прежде всего восточное, атлантическое побережье будущих Соединенных Штатов, но оставил ощутимые следы также на их западном, тихоокеанском побережье и в центральных районах материка.
Самым старым городским поселением США считается Сент-Огюстин во Флориде, который был основан испанцами в 1565 г. в том месте побережья Флориды, где за несколько десятилетий до этого высадилась экспедиция первооткрывателя этого полуострова Понсе де Леона. Первое постоянное английское поселение - Джеймстаун, названное так в честь английского короля Якова (Джеймса) I Стюарта, возникло на берегу Чесапикского залива в самом начале XVII в. Фактически оно положило начало первой английской колонии на материке - Виргинии, а принадлежало Лондонской компании, которая получила от короля право колонизации новых земель в Америке.
Вторая, Плимутская компания, получившая такие же королевские привилегии, снарядила свою знаменитую экспедицию на судне "Мейфлауэр" в 1620 г. Так возникла вторая английская колония, на этот раз в тысяче километров к северу, на берегу Массачусетского залива. Вслед за Новым Плимутом здесь появились другие городские поселения, среди которых быстро возвысился Бостон, ставший центром Новой Англии.
Между этими двумя колониями обосновались голландцы (Новая Голландия) и шведы (Новая Швеция). Центром голландских владений стало поселение Новый Амстердам в устье открытой английским капитаном Генри Гудзоном р. Гудзон. Однако шведская колония просуществовала всего три десятилетия, а голландцы в 60-х гг. XVII в. уступили Новую Голландию Англии. Новый Амстердам был переименован в Нью-Йорк. Так возникла третья английская колония, которую можно назвать среднеатлантической. Вскоре неподалеку были заложены Филадельфия, Балтимор и другие города.
На западном побережье начало европейской колонизации положила Испания, корабли которой стали обследовать побережье Калифорнии еще в середине XVI в. Затем испанские монахи-францисканцы начали строить здесь свои миссии, из которых выросли современные города Сан-Диего, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. А с севера, от Аляски, продвигались русские, основавшие самую южную факторию Русской Америки - Форт Росс в районе Сан-Франциско.
Обширные внутренние районы, расположенные между побережьями двух океанов, были менее исследованы. Французы проникли в бассейны Великих озер и Миссисипи с севера, из Канады (Новой Франции). В 1682 г. Ла-Саль спустился вниз по Миссисипи до самого ее устья, объявив все эти огромные территории владением французского короля Людовика (Луи) XIV под названием Луизиана.
Второй этап формирования территории США непосредственно связан с провозглашением Соединенных Штатов Америки и достижением ими политической независимости. Известно, что первоначально в состав США вошли 13 бывших английских колоний, протягивавшихся цепочкой вдоль атлантического побережья. В 1774 г. в Филадельфии, которая в то время была самым большим городом английской Америки, собрался Первый континентальный конгресс, который постановил прекратить торговлю с Англией и бойкотировать английские товары. В 1776 г. здесь же состоялся Второй континентальный конгресс, провозгласивший независимость 13 колоний и отделение их от Англии. Уже после завершения Войны за независимость здесь же была принята поныне действующая конституция США, которая в 1789 г. была дополнена десятью поправками, составившими Билль о правах. Оба эти документа реализовали принципы разделения властей: президента и его администрации, конгресса и верховного суда. Территория США с 1783 г. официально простиралась на запад примерно до линии Миссисипи.
Карта из нашего учебника, УМК "Полярная звезда", 11 класс.
В то же время решался важный вопрос о столице США, на роль которой претендовало несколько городов. Чтобы погасить споры между северными и южными штатами по этому вопросу, конгресс в своем "Резиденс билле", принятом в 1790 г., объявил Филадельфию временной (на 10 лет) столицей страны. За это же время должна была быть построена новая столица, расположенная на границе северных и южных штатов. Место для нее поручалось выбрать первому президенту США Джорджу Вашингтону.
Третий этап формирования государственной территории США наступил в начале XIX в. и продолжался до конца этого же столетия. США использовали различные способы для присоединения новых земель. Их завоевывали, аннексировали, покупали, присоединяли по просьбе местных жителей и брали в аренду. 13 штатов, которые изначально составляли Соединенные Штаты Америки, тогда занимали территорию, сопоставимую по размерам с Филиппинами. За столетие под контроль США попала большая часть континента Северная Америка, Филиппины, острова в Атлантическом и Тихом океанах.
В 1803 г. у Франции за 15 млн долл. была куплена Луизиана, площадь которой превышала 2,5 млн км2. В 1819 г. ослабленная многочисленными войнами Испания за бесценок уступила США Флориду. Затем был присоединен Техас, до этого принадлежавший Мексике. В результате последовавшей войны США с Мексикой от последней была отторгнута огромная территория площадью 2,5 млн км2, включавшая в себя Калифорнию и южную часть Горного Запада. Одновременно по соглашению с Великобританией на северо-западе была присоединена обширная территория Орегонского края, а граница с английскими владениями была проведена по 49° с. ш. Несколько позднее, в 1867 г., США за 7,2 млн долл. купили у России Аляску. Следовательно, к этому времени современная территория США в основном уже сложилась.
Русские люди были первыми европейцами, вступившими на землю Аляски в XVIII в. Они добывали мех морской выдры у скалистых Алеутских островов, плавали на байдарах по таинственному Юкону, учили грамоте индейских детей, строили в Ново-Архангельске (бывшая столица Русской Америки на острове Баранова, сейчас - Ситка) корабли, рубили лес и пахали землю. Из аляскинских поселений русские суда ходили в Калифорнию, Китай, Южную Америку, на Гавайские острова. Слава основателей Русской Америки - Григория Шелихова и Александра Баранова гремела далеко за пределами Петербурга.
Название "Москва" на карте США
О подвигах русских людей в Новом Свете красноречиво говорит географическая карта: десятки мысов, заливов, островов, гор и рек Аляски носят русские названия. Об основателях Русской Америки напоминают пролив Шелихова и остров Баранова; о первых русских кругосветных путешествиях - остров Крузенштерна, заливы Головнина и Коцебу, мыс Лазарева и т.д.
"Заокеанское" положение и отдаленность от вспыхивавших в Европе и Азии военных конфликтов гарантировали этой стране в прошлом надежную безопасность, облегчали широкие торговые связи с государствами, расположенными как в зоне Атлантического, так и Тихого океанов.
Активный выход США на мировую арену из "заатлантического захолустья" относится к началу XIX в., когда они превзошли Великобританию по размерам промышленного производства. В это время экономика страны развивалась особенно быстро, чему способствовали:
1) свобода сельского хозяйства от пут феодализма на большей части страны (север, запад);
2) большой приток иммигрантов -как рядовых тружеников, так и технической интеллигенции; 3) богатые природные ресурсы;
4) выгоды географического положения и национальная безопасность;
5) стремительное расширение внутреннего рынка и т.д.
Источник: Максаковский В.П., Географическая картина мира. Пособие для вузов. Кн. II: Региональная характеристика мира

Жаль, но такой истории формирования территории США у нас в учебнике нет... Мне было очень интересно не только вспомнить (так рассказывали в университете), но и рассказать детям чуть больше, чем дано в учебнике...

Урок географии должен быть уроком географии, а не "реакцией" на политическую обстановку в мире. Мы, учителя, не должны попустительствовать зарождению неприязни между народами, нелюбви к отдельным странам... Но всё это очень и очень тяжело: патриотизм не должен вырасти в национализм с оттенками ксенофобии!