Как написано в одном из словарей, коллаж (от фр. coller - приклеивание) - приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.). Но только ли в искусстве может использоваться коллаж? Конечно, нет!
Несколько лет назад в систему моего преподавания вошло использование коллажей. Сначала дети просто представляли свою работу, потом добавилось небольшое пояснение, из чего сделана работа, а Год российского кино внёс свои коррективы - мы стали записывать фрагменты выступлений на видео, как в 9 классе, так и в 11.
Новый год... новые учащиеся в выпускных классах... и чуть изменившиеся требования к выполнению творческой работы:
Самым сложным оказалось первое условие: не должно быть пустых мест!
Почему? Я не знаю.... Но ребятам хотелось сделать работу на листе форматом больше А4, начинали работать и оказывалось, что уж лучше бы брали А4. Но в этом году таких работ было мало. В последние две недели творческих работ в выпускных классах было три. Предлагаю их рассмотреть...
В качестве источника для вдохновения и повтора природно-хозяйственных особенностей Волги мы использовали записанное в Год российского кино видео с представлениями работ нынешними десятиклассниками. Ох, сколько же разных эмоций было: от узнавания до удивления - "как же сделать так, чтобы не повторить, но превзойти?" (цитата с урока).
1. "Хозяйство России", 9 класс.
Вот так в итоге выглядела классная доска после первых двух уроков в 9-х классах.
Это была Наука!))))) Редко, когда я не угадываю, что изобразили дети. Но тут пребывала в растерянности...
Самое большое количество работ было посвящено Сельскому хозяйству.
Порадовало, что для создания образа отрасли хозяйства привлекались и... родители!
И снова дети радовались и удивлялись, что родители ещё ого-го: и творческие, и идеи подают, вырезать и клеить аккуратно не разучились)))))
А это работы про Лесной комплекс:
Медицина:
Тут чуть удивил выбор коробочки от лекарства... Почему не аскорбинка? А в ответ услышала, мол, что бабушка дала, то внучка и наклеила)))))
И как же приятно было видеть Образование:
Электроэнергетика никак не хотела подчиниться юному автору, но в итоге все детали были отлично прикреплены белым клеем и скотчем!
2. Франция и Германия, 11 класс.
Особенностью работы в 11 классе было отсутствие названия на коллаже, чтобы по написанным фактам и символам ребята смогли угадать, что же за страна представлена...
Но красавица Эйфелева башня и флаги не давали повода для сомнений!))))
Что-то в процессе представления чуть "пропадало")))))
Но в целом ребята справились с заданием!
Самое главное, что эти две страны хорошо запомнятся.
Конечно же, задавала вопрос о том, чему мы, россияне, должны поучиться у жителей Франции и Германии,
чем эти страны могут гордиться.
3. Реки Европейской части России. Волга. 9 класс.
Настоящим подарком-сюрпризом стал сборник стихов о природе. который принесла на урок ученица 9 класса Виктория Потапова.
Вика победила в краевом конкурсе, посвящённом Году экологии в России.
Только жалела, что каждому автору достался только один экземпляр сборника...
С огромным удовольствием мы с ребятами послушали два стихотворения в авторском исполнении...
А вот и юные "коллажисты")))))
Признаться, это задание в разных классах я чуть видоизменила...
Перед Вами работы с подписями названий рек, это первый, самый многочисленный вариант.
Фантазия юных авторов не знала предела!
И Волга в виде нити, и особенности фауны волжских берегов....
В ход шло всё - даже новогодняя мишура!)))))
А в этой работе вроде бы всё просто, но это только на первый взгляд. Представьте, сначала для увеличения объёмности ребёнок приклеил кусочки ваты, а потом ПО НИМ рисовал. Вот молодец! Кажется, что так просто! А Вы попробуйте!))))
Эта работа не нашла своего места на выставке работ на классной доске. Я спросила у автора, причём тут голова быка?! А в ответ услышала, что.... Кстати, а Вы догадались? Буду рада, если напишете свой вариант ответа, что же сказал ребёнок!
Очень было интересно видеть рыб, которые обитают в Волге, слушать об особенностях их вылова...
А эта работа очень удивила водой!
Да-да, творческая юная личность утверждала, что в Волге оооочень много водорослей, примерно вот таких!))))
Немного грустная рыбка:
И, конечно, интересное понимание пункта №3 в задании - должно быть что-то необычное на ощупь.
Поставив знак равенства между "необычным" и "приятным", работу девятиклассник выполнил на бархате!
А здесь случился казус)))) Кто сможет назвать, какой?)))))
Даже современные (и не очень) телепередачи могут дать идею для творчества!))))
Вот такая в итоге у нас получилась классная доска, полюбоваться на которую мы приглашали не только все 8-11 классы, но и учителей, даже директора гимназии!
Остался не раскрытым только второй вариант (экспериментальный) задания, когда ребята должны были в коллаже выполнить работу не обязательно про Волгу, а про любую крупную реку Европейской части России. На эти работы я добавила вопросительный знак. Удивил автор работы в верхнем правом углу:
Представляя работу, он сказу сказал, что это "минималистическая композиция .... реки". Конечно, автор назвал реку, но вот смогут ли другие ребята догадаться, что там за река?)))))
Так что, на уроках географии мы всегда найдём время для творчества и для улыбки!
Несколько лет назад в систему моего преподавания вошло использование коллажей. Сначала дети просто представляли свою работу, потом добавилось небольшое пояснение, из чего сделана работа, а Год российского кино внёс свои коррективы - мы стали записывать фрагменты выступлений на видео, как в 9 классе, так и в 11.
Новый год... новые учащиеся в выпускных классах... и чуть изменившиеся требования к выполнению творческой работы:
Самым сложным оказалось первое условие: не должно быть пустых мест!
Почему? Я не знаю.... Но ребятам хотелось сделать работу на листе форматом больше А4, начинали работать и оказывалось, что уж лучше бы брали А4. Но в этом году таких работ было мало. В последние две недели творческих работ в выпускных классах было три. Предлагаю их рассмотреть...
В качестве источника для вдохновения и повтора природно-хозяйственных особенностей Волги мы использовали записанное в Год российского кино видео с представлениями работ нынешними десятиклассниками. Ох, сколько же разных эмоций было: от узнавания до удивления - "как же сделать так, чтобы не повторить, но превзойти?" (цитата с урока).
1. "Хозяйство России", 9 класс.
Вот так в итоге выглядела классная доска после первых двух уроков в 9-х классах.
Это была Наука!))))) Редко, когда я не угадываю, что изобразили дети. Но тут пребывала в растерянности...
Самое большое количество работ было посвящено Сельскому хозяйству.
Порадовало, что для создания образа отрасли хозяйства привлекались и... родители!
И снова дети радовались и удивлялись, что родители ещё ого-го: и творческие, и идеи подают, вырезать и клеить аккуратно не разучились)))))
А это работы про Лесной комплекс:
Медицина:
Тут чуть удивил выбор коробочки от лекарства... Почему не аскорбинка? А в ответ услышала, мол, что бабушка дала, то внучка и наклеила)))))
И как же приятно было видеть Образование:
Электроэнергетика никак не хотела подчиниться юному автору, но в итоге все детали были отлично прикреплены белым клеем и скотчем!
2. Франция и Германия, 11 класс.
Особенностью работы в 11 классе было отсутствие названия на коллаже, чтобы по написанным фактам и символам ребята смогли угадать, что же за страна представлена...
Но красавица Эйфелева башня и флаги не давали повода для сомнений!))))
Что-то в процессе представления чуть "пропадало")))))
Но в целом ребята справились с заданием!
Самое главное, что эти две страны хорошо запомнятся.
Конечно же, задавала вопрос о том, чему мы, россияне, должны поучиться у жителей Франции и Германии,
чем эти страны могут гордиться.
3. Реки Европейской части России. Волга. 9 класс.
Настоящим подарком-сюрпризом стал сборник стихов о природе. который принесла на урок ученица 9 класса Виктория Потапова.
Вика победила в краевом конкурсе, посвящённом Году экологии в России.
Только жалела, что каждому автору достался только один экземпляр сборника...
С огромным удовольствием мы с ребятами послушали два стихотворения в авторском исполнении...
А вот и юные "коллажисты")))))
Признаться, это задание в разных классах я чуть видоизменила...
Перед Вами работы с подписями названий рек, это первый, самый многочисленный вариант.
Фантазия юных авторов не знала предела!
И Волга в виде нити, и особенности фауны волжских берегов....
В ход шло всё - даже новогодняя мишура!)))))
А в этой работе вроде бы всё просто, но это только на первый взгляд. Представьте, сначала для увеличения объёмности ребёнок приклеил кусочки ваты, а потом ПО НИМ рисовал. Вот молодец! Кажется, что так просто! А Вы попробуйте!))))
Эта работа не нашла своего места на выставке работ на классной доске. Я спросила у автора, причём тут голова быка?! А в ответ услышала, что.... Кстати, а Вы догадались? Буду рада, если напишете свой вариант ответа, что же сказал ребёнок!
Очень было интересно видеть рыб, которые обитают в Волге, слушать об особенностях их вылова...
А эта работа очень удивила водой!
Да-да, творческая юная личность утверждала, что в Волге оооочень много водорослей, примерно вот таких!))))
Немного грустная рыбка:
И, конечно, интересное понимание пункта №3 в задании - должно быть что-то необычное на ощупь.
Поставив знак равенства между "необычным" и "приятным", работу девятиклассник выполнил на бархате!
А здесь случился казус)))) Кто сможет назвать, какой?)))))
Даже современные (и не очень) телепередачи могут дать идею для творчества!))))
Вот такая в итоге у нас получилась классная доска, полюбоваться на которую мы приглашали не только все 8-11 классы, но и учителей, даже директора гимназии!
Остался не раскрытым только второй вариант (экспериментальный) задания, когда ребята должны были в коллаже выполнить работу не обязательно про Волгу, а про любую крупную реку Европейской части России. На эти работы я добавила вопросительный знак. Удивил автор работы в верхнем правом углу:
Представляя работу, он сказу сказал, что это "минималистическая композиция .... реки". Конечно, автор назвал реку, но вот смогут ли другие ребята догадаться, что там за река?)))))
Так что, на уроках географии мы всегда найдём время для творчества и для улыбки!