"Педагогический блог: от А до Я" - выпуск 3. Общение с читателями

Второй выпуск проекта "Педагогический блог: от А до Я" посвящён одной из первопричин ведения блогов, тому, без чего блог превращается в копилку статей без отклика и без внимания... Итак, сегодняшняя тема - Общение с читателями. Сегодня наши эксперты попробуют ответить на очень сложные вопросы...
Нужна ли в блоге модерация комментариев? Ставить ли проверку по слову (САРТСНА или капча)? Нужно ли отвечать на комментарии? Так что же такое блогокультура и зачем она нужна? Как же правильно общаться с читателями?
Предлагаю дать слово нашим гостям-экспертам, а я попробую слишком не встревать в их рассуждения, но уж как получится, обещать не буду)))

Белова Е.А.:
Общение – это, наверно, самая желаемая сторона всего процесса блоговедения с той точки зрения, с которой на неё смотрит большинство, в том числе и я до недавнего времени. Однако с некоторых пор отношусь к этому вопросу довольно критично. Например, я убрала гаджет «Постоянные читатели» - у меня отпала какая – то внутренняя необходимость отслеживать читательскую массу. Мне достаточно моих любимых комментаторов и статистики. Вообще в последнее время отношусь к своему блогомиру, как своеобразному органайзеру. В постоянные читатели я записываюсь только по одной категории…, активность блогов педагогов – психологов отслеживаю через блог – лист и т.д.  – это помогает даже лучше реагировать, вовремя комментировать, в целом, лучше структурирует интернет – пространство, в том числе и связи, общение.
О целевой аудитории. Мне, конечно, как и любому блоггеру, хотелось обратной связи. Я считаю, что здесь очень важно то, как размещена информация в блоге и, как я уже отмечала, целевая аудитория. Создавая блог «Психолог в ДОУ на каждый день», я точно для себя определила, что круг этот будет узок – только педагоги - психологи, а, значит, много комментариев не будет. На тот момент я уже длительное время была руководителем методического объединения по данному направлению, я знала многие трудности, с которыми приходится сталкиваться молодому педагогу – психологу. Таким образом, этот блог, безусловно, должен был стать эдакой шпаргалкой: какие документы, как организуются досуги: в целом, от планирования до изящных моментов практики, но только исходя из своего ОПЫТА – не приветствую, когда в блогах очень много пишется не своего (вообще не понимаю, для чего его заводить в таких случаях). Посещаемость блога стала 500 – 600 в день в считанные месяцы, НО… 2-3 комментария. Меня это сильно озадачило. Что это? Видимо, особая блогокультура… ну, не подошло ещё время. Поэтому, конечно, с вопросом целевой аудитории стоит определяться одновременно с возникновением первой мысли о том, чтобы завести авторский блог.
Немного о читабельности блога. Какое – то время назад я намерено подошла к вопросу расширения аудитории, однако, многие аспекты работы я оформляла через сообщения, а, значит, заходящие сторонние читатели видят среди списка популярных сообщений исключительно скучные разработки, которые могут пригодиться исключительно педагогу - психологу. Теперь я стала оформлять информацию для коллег через «Диск Googl». Так как некоторые скучные сообщения по ведению документации из – за своей популярности просто блокируют действительно интересные вещи, и Вы вполне можете стать заложником определённого круга. Вывод сделала для себя однозначный: разработки (или что – то в этом роде) в сообщения помещать ни в коем случае нельзя!
Убедилась я и в том, что страница лучше посещается, становится популярной тогда, когда есть в ней содержание, вообще любые формы быстрого знакомства с материалом всего ресурса или одной страницы.
По себе знаю, что часто дольше остаюсь на незнакомом ресурсе, если есть ротатор контента. Они бывают очень разные: и текстовые, и в виде слайд – шоу. А функция их схожа с гаджетом «Популярные сообщения». В тех блогах, где последние сообщения часто и становятся наиболее популярными, он будет лишним. А вот моём случае, например, он очень помогал, так как популярные сообщения и последние сообщения блога (около 10) были разными. Поэтому, не листая, можно было предоставить для посетителя более разнообразное меню.
Про сами комментарии. Конечно, приятно, когда люди придерживаются, так называемого сетикета. Знаю, что сравнительно недавно этот вопрос поднимался Лилией Павловной (Кстати, я стала чаще здороваться :) ). Мне очень нравится, когда люди благодарны. Да, и пусть это просто будет «спасибо» - так как сказать, комплиментарного вида комментарий… Но, конечно, больше люблю «поговорить», порассуждать конструктивно. Кстати, по роду практики, с удовольствием принимаю анонимов. :) Однако согласна, что это уместно не везде.
Я за модерацию, но у себя в блогах я поставила её после 14 дней. А вот сартсна не люблю – кстати, исходя из своих первых эмоциональных реакций на данное явление, я думаю, часто можно и упустить желаемый комментарий. У меня среди читаемых мною блогов есть любимый (!) блог, но я всегда внутренне напрягаюсь, когда вспоминаю про эту проверку.
Екатерина Андреевна, если позволите, вопрос. Как Вы считаете, будет ли правильным, корректным писать комментарии в чужие блоги, завершая их призывом посетить свой личный блог. Или получается навязывание? Ведь если Вы, как комментатор, заинтересуете автора блога, то он и так посетит Ваш блог... К сожалению, часто встречаю такие поступки блогеров, но вот сомневаюсь, правильно ли я это воспринимаю...

Малунова Г.А.:
Блог обязательно должен быть читаемым, «живым», развивающимся. Он создан, прежде всего, для общения с другими блогерами. Общение не должно, на мой взгляд, затрудняться различными проверками. При написании комментария блогер должен уважать мнение собеседника, не нарушать этические нормы общения, т.е. владеть культурой общения и ведения блога.
Галина Анатольевна, как Вы считаете, правильно ли отвечать на все поступившие комментарии? Не считается ли это искусственным?

Пархоменко И.П.:
Блог без комментариев…  Мне не понятна цель его создания. Это обычное портфолио. Для портфолио есть специальные ресурсы.
Блог – это общение! Как интересно читать комментарии к собственным постам! А чтобы читателям было легче их оставлять, нужно в настройках убрать капчу (систему, предназначенную для проверки на человечность. Устанавливается преимущественно как средство борьбы со спамом и вандализмом.)
В моем блоге нет модерации комментариев, но у меня есть права администратора, поэтому я могу в любой момент удалить нежелательный отзыв. Хотя, если у вашего ресурса будет много читателей и комментаторов, то благоразумнее модерацию оставить, чтобы проверить комментарии перед публикацией.
Ирина Петровна, я встречала точку зрения, что даже если один некорректный комментарий (речь идёт не про спам) будет опубликован в блоге, пусть его даже увидят-прочтут только несколько человек, но репутация блога будет загублена. Как Вы считаете, это действительно так?
Блогосфера (во всяком случае, образовательная) очень доброжелательная. Я не сталкивалась здесь с хамством. Т.к. наши блоги имеют педагогическую направленность, думаю, нам нужно очень внимательно смотреть, что мы пишем и как отвечаем.

Продан В.Б.:
Для общения с читателями,  советую блогерам обязательно включить модерацию комментариев и отключить captcha. Конечно же,соблюдать все правила блогокультуры и постараться ответить каждому читателя, который оставил комментарий в вашем блоге.

Беляева Т.И.:
«Одна ласточка весны не делает» или «Иду на Вы»
Общение с читателями – важная составляющая блога. И если «гора не идет к Магомету, то»…, почему бы вам самим не сходить в гости и… к вам потянутся читатели. Все  в наших руках. Насколько блогер  общителен, отзывчив, активен, интересен, говорит статистика посещений,  количество постоянных читателей и комментариев.
Я абсолютно нормально отношусь,  как к постмодерации, так и  к премодерации. Если какой – либо комментарий  не будет нормативным, его, в любом случае, можно всегда удалить. Важно, чтобы комментарии были содержательны и  интересны автору.  Они могут  в виде дружеской беседы, доброго совета или помощи в решении какого – либо вопроса. Приемлю и такие комментарии, как «Спасибо!» или «Очень понравилось».
К сартсна отношусь плохо. Из - за нее закрыла форум на сайте учреждения. Если у кого – то медленная скорость соединения с интернетом,  эта самая сартсна  не загружается и комментарий не проходит. Иногда сартсна просто не прочесть.
Ох, Татьяна Ивановна, про "не прочесть" - это долгое время было про меня )))


 «Здравствуйте» и «Вы» - правила и культура общения. Мне  не понятно, почему  знакомые виртуально люди переходят на «ты». Думаю, что «Вы» это высокопарно и почтительно.
Татьяна Ивановна, простите, и вновь не могу не вмешаться... В одном из блогов, где на заставке написаны слова, что это БЛОГ УЧИТЕЛЯ, прочитала слова, где автор предлагает своим читателям-комментаторам обращаться к ней просто по имени. Брови тут же поползли вверх. Я полностью разделяю Вашу точку зрения, что обращение должно быть по имени и отчеству и на Вы. Была так удивлена, когда такое прочитала... Мне часто бывает трудно отвечать на комментарии гостей, если у них в подписи нет отчества, стараюсь найти на их интернет-ресурсе. Как Вы думаете, допустимо ли, чтобы в блоге педагога было обращение без отчества? Коллеги, это очень важный элемент педагогического сетикета!

Комарова О.Н.:
Считаю, что модерация комментариев в блоге для детей просто необходима. Людей много, мнений много, пишут разное, иногда и нецензурное.
Но при этом нет никакой необходимости в сартсна. Многие  читатели не пишут комментарии, если установлена сартсна. Если поставлена модерация, то важно регулярно проверять комментарии, которые необходимо проверить.
Я приветствую ответы на комментарии. Только так происходит диалог с читателями.
В комментариях необходимо соблюдать блогокультуру. Никому не трудно поприветствовать собеседника. Если есть желание покритиковать, то критика должна быть конструктивная. Я сама достаточно часто допускаю ошибки (буквы пропускаю, иногда лишние вставляю – мысль бежит впереди, есть и свои «любимые» правила русского языка), благодарю коллег, если сообщают об ошибках. Если вижу ошибку у коллеги, то пишу в комментарии (с просьбой его не публиковать) или на почту.
Ольга Николаевна, давайте поразмышляем вместе - в одном из блогов встретила утверждение, написанное перед формой для ввода комментариев, где автор написал: "Перед публикацией комментария просьба проверить его на правильность. Комментарии, содержащие орфографические ошибки, не публикуются!" Вы бы написали в такой блог комментарий? Про то, как ответила автору я, напишу чуть позже)))

Шемякина Э.У.:
Общение с читателями – важная часть моего времяпровождения в блоге. Не секрет, что получить отзыв на свой пост хочется всегда, именно поэтому я на своих ресурсах позволяю оставлять комментарии всем, но… только с промодерацией. К сожалению, без нее в Интернете нельзя, особенно если блог – образовательный, на который заходят дети. Captcha я считаю очень неудобной, иногда она бывает особенно «злобной», с таких блогов я ухожу несолоно хлебавши, поэтому и у себя ее убрала.
Блогокультура – отдельная тема. Иногда, просматривая свой каталог файлов, вижу, что некоторые работы были скачаны не меньше нескольких сотен раз, а комментариев – нет. Что это? Лень? Неумение оставить отзыв? Не знаю… Я всегда, когда нахожу интересную работу, после скачивания благодарю автора. И, конечно, отвечая на комментарии или оставляя отзыв, соблюдаю все те правила, которым так ненавязчиво научила нас Лилия Павловна Казанцева – здороваться при обращении, оставлять развернутый комментарий и по существу.
Спасибо, Эльвира Ульфатовна, но ведь столько ещё не сказано. Наверное, если каждый задумается об этом, то и блоги педагогов станут чуточку культурнее...

Сафронова Ю.А.:
Общение в блоге всегда должно быть удобным и приятным для читателей.  Я наверно выражу мнение большинства, что никто не любит  капчу, одно дело один раз разглядеть непонятные эти закорючки и ввести, например, при регистрации где – либо, другое дело каждый раз, чтобы оставить комментарий.  Капча – это неудобство, которое отбивает всякое желание комментировать, люди не любят терять своё время.
Про модерацию комментариев не могу сказать однозначно нужна или нет, это уже каждый для себя решает сам.  Модерация должна работать, если есть активный спам или недоброжелатели, оставляющие оскорбительные комментарии. Если вы все же решили модерировать комментарии, то лучше об этом объявить своим читателям, чтобы они вас не обвинили в недоверии.
В нашем сетевом сообществе педагогов-блогеров есть такие педагоги, которые сформировали некоторые правила поведения в своих ресурсах. Хотя не лишним было бы обобщить и опубликовать эти правила педагогического сетикета.
Юлия Алексеевна, я думаю, что Ваше пожелание обязательно исполнится! Если позволите, у меня вопрос. А почему в БЛОГОСФЕРЕ нет модерации? Ведь практически каждый день поступают комментарии со спамом...

С чем Вы согласны? В чём сомневаетесь?
О чём хотите спросить, быть может, уточнить??? 
Как считаете именно Вы? 
Не стесняйтесь, давайте вместе попробуем ответить на вопрос, так каким должно быть общением с читателями в наших блогах?

Наши эксперты:
-- Комарова Ольга Николаевна, учитель начальных классов БОУ г.Омска "СОШ №145", автор Блога Ольги Николаевны Комаровой,
-- Пархоменко Ирина Петровна,учитель начальных классов Большереченской СОШ №1, которая находится в р.п. Большеречье Омской области, автор блога "Блог в помощь!",
-- Белова Екатерина Андреевна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования МДОУ №12 "Колокольчик" г.Егорьевска, автор блога "Психолог в ДОУ на каждый день".
-- Продан Владимир Борисович, учитель физической культуры МБОУ СОШ №96 г. Краснодара, тренер баскетбольной команды "Дракон", автор блога "Баскетбольная команда "Дракон",
-- Беляева Татьяна Ивановна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №116", автор блога "Дошкольный мир".
-- Малунова Галина Анатольевна, учитель математики и информатики Большереченской СОШ №2, которая находится в р.п. Большеречье Омской области, автор блога "Блог Галины Малуновой",
-- Шемякина Эльвира Ульфатовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №83 г. Краснодара, автор сайта "Грамотейкин" и блога "Буквоежка (1 "Б")",
-- Сафронова Юлия Алексеевна, начальник информационно-методического отдела МКУ "Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий "СТАРТ", автор и администратор объединения педагогов-блогеров города Краснодара "БЛОГОСФЕРА".