Особое место в начальном курсе географии (6 класс) занимают практические работы. Именно они позволяют не только закрепить новый материал и выполнить предусмотренную программой практическую часть, но и особым образом заинтересовать ребят географией, можно даже сказать, "влюбить" в науку и показать весь широкий спектр возможного применения полученных на уроках и дома знаний...
1. Теория
Краснодарский край не зря называют "жемчужиной" России - помимо того, что он омывается двумя тёплыми южными морями, он ещё и очень разнообразен: от плавней и рисовых чеков на западе, степных равнин на севере до высочайших гор (а мы помним, что высокими горы считают в диапазоне от 2000 до 5000м, а высочайшими - более 5000м) на юге...
Давайте вспомним особенности климата Краснодарского края, которым были посвящены практические работы моих шестиклассников на праздничной первомайской неделе.
Территория края разделяется на две резко отличающиеся части: северную равнинную и южную горную. Равнинная зона - Прикубанская низменность - занимает две трети территории и является экономически наиболее развитой частью. Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья.
Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий.
Климат Краснодарского края формируется под воздействием теплого Черного и практически не замерзающего Азовского морей, отличается большим разнообразием:
от холодного климата высокогорий к умеренно-континентальному климату Прикубанской низменности и лесных предгорий
до субтропического климата Черноморского побережья Кавказа (южнее Туапсе).
Средняя температура января на равнинной части края = -3... -5°С, июля=+22...+24°С.
По разным данным, среднегодовая температура на западе края (Таманский полуостров) составляет +11,9°С, а на тех же широтах на востоке - около +9,5°С.
Температура воздуха имеет резко выраженный годовой ход, среднегодовая температура в городе Краснодаре составляет +10,8°С.
Годовое количество осадков колеблется в значительных пределах: от 350 мм на Таманском полуострове, 500 мм на правобережье Кубани, до 2500 мм и выше на юго-западных склонах Большого Кавказского хребта.
Преобладающими ветрами являются ветры с восточной составляющей, которые в весенне-летний период носят суховейный характер. Иногда их усиление приводит к возникновению катастрофических пыльных ("черных") бурь на равнинной территории края.
Но всё это - обобщение информации о Краснодарском крае, было потом, когда ребята представляли одноклассникам свои творческие работы...
Просила детей делать работы самостоятельно, не привлекая родителей к выполнению первой стороны... Но дети, которые занимаются в художественных школах, сдавали не просто работы, а словно маленькие картины:
Конечно, не забыли ребята и про пшеницу-кормилицу:
Эта работа покорила точным указанием того, "кто в домике живёт":
А эта - особо ярким летом ("буйство красок"):
Конечно, большинство ребят, подготовивших свои работы, получили "5" и "4"! У каждой работы была совершенно неповторимая индивидуальность... Как потом признавались дети, было сложно всё выполнить самим, и тогда на помощь приходили родители. А всегда любознательный И. сказал, что мама и папа долго искали в интернете готовый вариант, чтобы не придумывать самим, но не нашли.... А потому работу делали сообща и всё время (цитирую И.) "удивлялись, что не всё можно найти в интернете, что есть ещё учителя, которые сами придумывают детям задания".
Честно говоря, посчитала эти слова наивысшей похвалой!..
Спрашиваю, а почему-то кажется, что Вам это уже не раз говорили на самом деле! )))))
1. Теория
Краснодарский край не зря называют "жемчужиной" России - помимо того, что он омывается двумя тёплыми южными морями, он ещё и очень разнообразен: от плавней и рисовых чеков на западе, степных равнин на севере до высочайших гор (а мы помним, что высокими горы считают в диапазоне от 2000 до 5000м, а высочайшими - более 5000м) на юге...
Давайте вспомним особенности климата Краснодарского края, которым были посвящены практические работы моих шестиклассников на праздничной первомайской неделе.
![]() |
| Скан одной из карт Атласа Краснодарского края (1995 г.в., после атласы Краснодарского края не выпускались!) |
Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий.
Климат Краснодарского края формируется под воздействием теплого Черного и практически не замерзающего Азовского морей, отличается большим разнообразием:
от холодного климата высокогорий к умеренно-континентальному климату Прикубанской низменности и лесных предгорий
до субтропического климата Черноморского побережья Кавказа (южнее Туапсе).
Средняя температура января на равнинной части края = -3... -5°С, июля=+22...+24°С.
По разным данным, среднегодовая температура на западе края (Таманский полуостров) составляет +11,9°С, а на тех же широтах на востоке - около +9,5°С.
Температура воздуха имеет резко выраженный годовой ход, среднегодовая температура в городе Краснодаре составляет +10,8°С.
Годовое количество осадков колеблется в значительных пределах: от 350 мм на Таманском полуострове, 500 мм на правобережье Кубани, до 2500 мм и выше на юго-западных склонах Большого Кавказского хребта.
Преобладающими ветрами являются ветры с восточной составляющей, которые в весенне-летний период носят суховейный характер. Иногда их усиление приводит к возникновению катастрофических пыльных ("черных") бурь на равнинной территории края.
2. Практика
Суть работы заключалась в том, что с одной стороны листа дети должны были нарисовать одну и ту же местность во время разных сезонов года. Особо я уточнила, что это должна быть кубанская местность и кубанские времена года... Тот, кто внимательно слушал, отметил это условие и при изображении зимы не делал огромных снежных сугробов (согласитесь, такие зимы для Краснодарского края не совсем характерны), изображая типичные кубанские ландшафты... Жаль, конечно, что не все вспомнили потом этот нюанс при выполнении работы...
А с другой стороны листа дети писали свои выводы об особенностях климата края, разделив их на сезоны. Именно эти выводы они потом и представляли всему классу.
А с другой стороны листа дети писали свои выводы об особенностях климата края, разделив их на сезоны. Именно эти выводы они потом и представляли всему классу.
А ещё в работе нужно было изобразить самую яркую особенность нашего края в центре листа. Что это могло быть - я не сказала, лишь попросила сделать этот "символ" ярким и похожим на оригинал.
Конечно, на первом месте были карты нашего края... Куда уж "особеннее")))))
Не забыли и про герб:
Потом - солнечные подсолнухи...
Не забыли и про герб:
Потом - солнечные подсолнухи...
Просила детей делать работы самостоятельно, не привлекая родителей к выполнению первой стороны... Но дети, которые занимаются в художественных школах, сдавали не просто работы, а словно маленькие картины:
Конечно, не забыли ребята и про пшеницу-кормилицу:
Эта работа покорила точным указанием того, "кто в домике живёт":
А эта - особо ярким летом ("буйство красок"):
Конечно, большинство ребят, подготовивших свои работы, получили "5" и "4"! У каждой работы была совершенно неповторимая индивидуальность... Как потом признавались дети, было сложно всё выполнить самим, и тогда на помощь приходили родители. А всегда любознательный И. сказал, что мама и папа долго искали в интернете готовый вариант, чтобы не придумывать самим, но не нашли.... А потому работу делали сообща и всё время (цитирую И.) "удивлялись, что не всё можно найти в интернете, что есть ещё учителя, которые сами придумывают детям задания".
Честно говоря, посчитала эти слова наивысшей похвалой!..
Коллеги, а Вы как считаете?
Поделитесь, что бы Вы подумали,
если бы и Вам такое сказали?
Спрашиваю, а почему-то кажется, что Вам это уже не раз говорили на самом деле! )))))


