Первый раз за всё время на уроках в 5 классах мною не было сделано ни единой фотографии... И дело тут не в том, что мой класс дежурил эту неделю по школе, и не в том, что нечего было сфотографировать, да и фотоаппарат всегда с собой, а в том, что не было ни единой минутки для этого. Тема - великолепнейшая, очень интересная - "План и карта". Именно здесь мы углубляемся в ориентирование, именно здесь закладываем базу для решения самых сложных заданий ЕГЭ, здесь очень удачно, с огромной пользой для будущего, можно сочетать теорию с практикой. Но!!!
Но именно с разделением начального курса географии на две части (5 и 6 классы) произошёл вынос этой темы в начало 5 класса! Посмотрите на содержание нашего учебника (параграфы 8-10):
Тема в учебнике раскрыта великолепно - понятно, с примерами, в реально нужном объёме:
Но как оказалось, всё не так просто. Рассказываю я про азимуты, показываю, как их определять, начинаю работать на доске с транспортиром и вот тут понимаю, что мы с детками говорим на разных языках! Они меня не понимают вообще!
Идёт урок, нет времени размышлять и сетовать, начинаю выяснять, что именно не понятно, а оказывается, что и про угол прямой и развёрнутый не понятно, и про градусы не понятно, и что такое транспортир они не знают...
Понимаю, что выполнять запланированную практическую работу мы просто не можем. Вот она:
Т.е. в материалах урока изначально заложено, что ребята УЖЕ знают и углы, и определять их умеют, и с транспортиром знакомы. Подразумевается, что я, учитель географии, втолковываю деткам, как можно использовать знания, полученные ими на уроках математики! Но ведь это не так! У детей только самые-самые поверхностные знания о том, что такое угол, а про транспортир они и не слышали! В одном классе на вопрос о том, что такое транспортир, предположили, что это что-то, связанное с... транспортом!!!
Объяснила я и углы и про транспортир в каждом из шести пятых классов, успела. Поняли. Но потом мне стало интересно, а когда же углы они изучать-то будут?
Итак, знакомлюсь с нашим учебником математики и нахожу углы и транспортир в...
самом конце курса! Судя по количеству параграфов и пунктов, это конец апреля-начало мая!!! Коллеги-математики, разве я не права? Вот он, замечательный параграф:
И какой параграф интересный! Часики детям показывают в конце года, объясняют, а учительница географии с ними ещё в ноябре по транспортиру работала))))))))
И вот у меня вопрос к господам-составителям программ и учебников - а нельзя ли как-то согласовывать программы по разным предметам?!?!?!?! Почему я, учитель географии, должна знакомить детей с некоторыми основами математики? Я, конечно, понимаю, что ФГОС, что новые стандарты, но ведь не так же!!!!!
Это не единичный случай... Помню, что несколько лет назад ко мне подошла учитель математики и сказала огромное спасибо за то, что она при объяснении темы про координаты попала на уже весьма благодатную почву - дети УЖЕ представляли, что это такое! Ха, координаты, да мы с пятого класса в дневниках наблюдения строили годовой и суточный ход температуры! А в шестом классе изучали географические координаты...
Кстати, про координаты. Вот это нам предстоит очень скоро:
Но для интереса я проверила - когда же дети будут проходить координаты! В пятом классе не нашла... Оказалось, что это последний параграф ШЕСТОГО класса:
Вот так... Так что, есть проблемы при работе по ФГОС, есть. Но будем их решать по мере поступления. Просмотрела учебники географии и математики за 5-6 классы, вроде бы больше несоответствий нет. Но темы-то для географии ключевые!
Поинтересовалась я содержанием учебников по географии для 5 классов других авторов. Не буду лукавить, в половине из них тема "План и карта" вынесена в 6 класс. Но строение учебника, содержание, наличие и качество иллюстративного материала оставляет желать лучшего.
Что поделать, будем работать, будем осваивать, но уж как-то очень сложно...
А Вы, коллеги, сталкивались когда-нибудь с подобным? Вам приходилось бывать "учителем немного другого предмета"?
Но именно с разделением начального курса географии на две части (5 и 6 классы) произошёл вынос этой темы в начало 5 класса! Посмотрите на содержание нашего учебника (параграфы 8-10):
Тема в учебнике раскрыта великолепно - понятно, с примерами, в реально нужном объёме:
Но как оказалось, всё не так просто. Рассказываю я про азимуты, показываю, как их определять, начинаю работать на доске с транспортиром и вот тут понимаю, что мы с детками говорим на разных языках! Они меня не понимают вообще!
Идёт урок, нет времени размышлять и сетовать, начинаю выяснять, что именно не понятно, а оказывается, что и про угол прямой и развёрнутый не понятно, и про градусы не понятно, и что такое транспортир они не знают...
Понимаю, что выполнять запланированную практическую работу мы просто не можем. Вот она:
Т.е. в материалах урока изначально заложено, что ребята УЖЕ знают и углы, и определять их умеют, и с транспортиром знакомы. Подразумевается, что я, учитель географии, втолковываю деткам, как можно использовать знания, полученные ими на уроках математики! Но ведь это не так! У детей только самые-самые поверхностные знания о том, что такое угол, а про транспортир они и не слышали! В одном классе на вопрос о том, что такое транспортир, предположили, что это что-то, связанное с... транспортом!!!
Объяснила я и углы и про транспортир в каждом из шести пятых классов, успела. Поняли. Но потом мне стало интересно, а когда же углы они изучать-то будут?
Итак, знакомлюсь с нашим учебником математики и нахожу углы и транспортир в...
самом конце курса! Судя по количеству параграфов и пунктов, это конец апреля-начало мая!!! Коллеги-математики, разве я не права? Вот он, замечательный параграф:
И какой параграф интересный! Часики детям показывают в конце года, объясняют, а учительница географии с ними ещё в ноябре по транспортиру работала))))))))
И вот у меня вопрос к господам-составителям программ и учебников - а нельзя ли как-то согласовывать программы по разным предметам?!?!?!?! Почему я, учитель географии, должна знакомить детей с некоторыми основами математики? Я, конечно, понимаю, что ФГОС, что новые стандарты, но ведь не так же!!!!!
Это не единичный случай... Помню, что несколько лет назад ко мне подошла учитель математики и сказала огромное спасибо за то, что она при объяснении темы про координаты попала на уже весьма благодатную почву - дети УЖЕ представляли, что это такое! Ха, координаты, да мы с пятого класса в дневниках наблюдения строили годовой и суточный ход температуры! А в шестом классе изучали географические координаты...
Кстати, про координаты. Вот это нам предстоит очень скоро:
Но для интереса я проверила - когда же дети будут проходить координаты! В пятом классе не нашла... Оказалось, что это последний параграф ШЕСТОГО класса:
Вот так... Так что, есть проблемы при работе по ФГОС, есть. Но будем их решать по мере поступления. Просмотрела учебники географии и математики за 5-6 классы, вроде бы больше несоответствий нет. Но темы-то для географии ключевые!
Поинтересовалась я содержанием учебников по географии для 5 классов других авторов. Не буду лукавить, в половине из них тема "План и карта" вынесена в 6 класс. Но строение учебника, содержание, наличие и качество иллюстративного материала оставляет желать лучшего.
Что поделать, будем работать, будем осваивать, но уж как-то очень сложно...
А Вы, коллеги, сталкивались когда-нибудь с подобным? Вам приходилось бывать "учителем немного другого предмета"?















