Что делать, если на улице -1, а по плану - практическая работа на местности? "Не заметить" и пройти мимо? Громко посокрушаться и заменить её чем-то подобным по картинкам? Перенести "на потом", а когда наступит это самое "потом", то забыть или всё же провести???
Каждый учитель географии отвечает на этот вопрос сам. Сам для себя и в строгом согласии со своею совестью и педагогическими принципами.
Но мы же не ищем лёгких путей!?!))))
Я провожу такие работы ВСЕГДА и в строгом соответствии с планом.
Вот так получилось и сегодня - запланированная работа была проведена, не помешал нам мороз! Можно ли было перенести? Да, но а смысл? Именно сейчас дети, как говорится, "в теме" - изучили масштаб, его виды, говорили о плане местности и ориентировании... Такая работа требует определённой предварительной подготовки, а при одном часе в неделю перенос на конец года грозит отставанием и потерей времени.
Итак, как это было...
На урок дети приходили уже с верхней одеждой и переобутые в тёплую обувь. В начале урока мы вспоминали о том, что такое масштаб и план местности, рисовали на черновиках примерный план части пришкольного участка, чтобы уже на улице его уточнить.
А потом, построившись в пары, шли на улицу.
В каждом классе были дети, которых я попросила исполнять роль "хранителей времени". Их функция - зафиксировать, сколько минут класс был на улице.
Сразу поясню. Зачем это? А вот представьте, придёт пятиклассник домой и расскажет с восторгом маме, что весь урок географии был на улице... И как отреагирует нормальная мама на это? Минусовая температура, а дети 40 минут мёрзнут? И ведь не докажешь потом никак, что дети были на улице от 7 до 10 минут, которые провели в движении! А потому на помощь нам пришли "хранители времени", которые в конце урока всем сообщали, сколько же мы были на улице, а также дежурный завуч, который провожал и встречал ребят на входе.
Перед началом работы - проверка готовности:
Ещё раз напоминала детям о необходимости надеть шапки и капюшоны.
С огромным удивлением узнавала, что у некоторых пятиклассников курточки без капюшонов, а шапок нет...
Интересно, все ли родители видят, как дети по субботам собираются в школу? Всем ли удаётся проснуться, чтобы проводить СВОЕГО ребёнка в школу???
А малыши от нетерпения аж подпрыгивали: "Ну когда же всё начнётся?"
Ну что ж, вот мы и начали работать.
Суть задания проста: двигаться по заданному маршруту, помечая на черновике с планом участка расстояние в шагах между заданными точками (дорожками, углами двора).
Вот такие детки были серьёзные и важные!
И забыли мы о том, что у каждого может получиться разное количество шагов между точками, пытаясь доказать именно свою правоту!
Вот такую странную картинку могли наблюдать жители близлежащих домов, спешащие мимо школьного двора по своим важным утренним делам:
Выглянуло солнышко, стало чуть радостнее (лично мне )))), у детей и так с настроением всё было в порядке).
Кстати, о настроении:
И вот мы у последней точки - у школьного крыльца.
Записываем длину крыльца в шагах и скорее бежим в тепло любимой школы!
Каждый класс был на улице от 7 до 10 минут. Надеюсь, заболевших не будет! А мы скорее поднимаемся в кабинет географии, чтобы определиться с масштабом и ещё раз уточнить все маленькие, но важные детали сложной темы...
В результате наш рабочий лист выглядит примерно так:
Только у ребят везде отмечено количество шагов.
Не обошлось и без курьёзов)))) На прошлом уроке попросила ребят принести на урок планшет. Уточнила, что планшет не электронный, а обычный, для черчения. Если планшета нет, то нам подойдёт лист картона или плотный альбом... А сегодня в одном из классов подошёл ко мне ученик и пожаловался на... маму, которая заставляла взять в школу новенький iPad и никак не могла поверить, что его можно заменить картоном)))) А потому ребёнок потихоньку сам вырезал из коробки из-под чего-то нужный для себя "планшет"...
Ну что же, посмотрим на итоги работы уже на следующем уроке. А пока хочу обратиться к вам, коллеги: а Ваши выпускники (учителям начальной школы), ребята Вашего класса (учителям-предметникам), ученики Вашей школы (школьным администраторам) делают подобную работу в начальном курсе географии? Напомню, она обязательна в 6 классе (в 5 классе для тех, кто работает по новым ФГОС). Для меня стало настоящим открытием, что некоторые старшеклассники нашей же гимназии не представляли, что такая работа может быть, вернее, должна была быть и у них... как-то грустно от этого становится...