ФГОС: зачем на уроке географии апельсин? или Учимся определять географические координаты

Всё верно в названии поста - на уроки географии в пятые классы мною сегодня были принесены три апельсина...
Зачем? А они были использованы при повторении прошлой темы, когда мы с ребятами убеждались в том, что нельзя перенести на плоскую поверхность то, что находится на выпуклой, без искажений.
Как? А очень просто - я заранее подготовила для ребят половинку апельсина, убрав всю мякоть и сок, оставив только выпуклую полусферическую корочку:


Спросила, можно ли сделать так, чтобы апельсиновая корочка стала ровной, но без складок и разломов? Оказалось, что некоторым ребятам очень хотелось, чтобы это было возможно)))))
Вот мы и попробовали это сделать своими руками:
Дети очень старались...
И мяли его (чтобы был помягче), пытались надкусить (но было нельзя), но в итоге всё же пришли к общему мнению - как не старайся, а из выпуклого плоское без разломов-разрезов не сделать... Заодно пришли ещё к одному важному выводу: чем ближе к краям карты полушарий, тем больше искажения.
Наши результаты выглядят вот так:
А доказывали мы вот эту закономерность из учебника географии:
Думаю, что эти закономерности ребята запомнят надолго!

Ну а новая тема сегодняшнего урока звучала просто, хотя таковой не была:
"Географические координаты: широта и долгота".
Для меня при работе с картами очень важной является именно практическая составляющая. Я люблю (и всегда это делаю!) рисовать на доске рисунки, объяснения, схемы, пусть они в целом и совпадают с учебником, но на мой взгляд, лучше и нагляднее! Вот так выглядела сегодня доска, испещрённая тренировочными точками, после каждого урока:
И рисовала я каждый урок, хотя тема была одинаковая, ведь вся суть объяснений была именно в пошаговости выполнения, а значит, и рисунков! На первых фото поста (ребята с апельсинами) видно, что нарисовано на доске... Есть ли учителя, которые один раз нарисуют и пользуются этим несколько уроков подряд? Есть... Но я так не могу. Вернее, в географии лучше каждый урок наполнить опытом именно для этого класса, а не использовать то, что уже готово, что было сделано для других детей. Но это лишь моё мнение. И предметы бывают разные, и цели, и содержание...
Как показывает практика, именно  такие "самодельные" картинки лучше запоминаются и понимаются.

Географические координаты любой точки на поверхности Земли определяют с помощью градусной сетки, т.е. географической широты и географической долготы. Попробуем определить?
Географическая широта указывает на расстояние точки от экватора. Выражается в градусах, то есть это даже не расстояние, а угол между линиями, идущей от экватора к центру Земли и от точки к центру Земли. Поэтому на экваторе 0°, полюса имеют 90° с. ш. (северной широты) и 90° ю. ш. (южной широты). Северный полюс находится сверху, Южный - снизу. Чем ближе к экватору, тем меньше градусов в широте.
В Северном полушарии географическая широта обозначается как с.ш., в южном - как ю.ш.. Таким образом, точки, одинаково удаленные от экватора, но по разные стороны, будут иметь одно и то же значение, но разное обозначение. Например, 10° с. ш. и 10° ю. ш..

Географическая долгота измеряется расстоянием от нулевого (его ещё называют начальным или Гринвичским) меридиана в разные стороны (по аналогии с широтой). Поэтому бывает западной (з. д.) и восточной (в. д.). Минимальное значение 0° (на нулевом меридиане), максимальное 180° (на противоположной нулевому меридиану стороне Земли).

Ещё одна картинка как определять координаты:
Географические координаты любой точки на поверхности Земли записываются, например, так: 14° с.ш.; 150° в.д.. Если определяем координаты определённого города, то в тетрадях записываем вот так:
Москва (56° с.ш.; 37° в.д.)

Для более точного определения точки на карте используют более мелкие единицы измерения углов - минуты и секунды. Но в пятом классе мы с ребятами об этом пока не говорим...

В этой теме я отошла от предложенного КТП к моему УМК... Да, признаюсь, сделала это намеренно. Дело в том, что для определения широты нам, по идее, отводится один урок, также предложено учиться определять долготу один урок. Но я ВСЕ ГОДЫ работы в 6 (раньше) классах ВСЕГДА давала тему на одном уроке. Нет-нет, никакой "каши в головах" не получается, но зато высвобождается ЦЕЛЫЙ УРОК на отработку умений и навыков. Для меня это важно.
Можно, конечно, использовать видеоуроки... Но я считаю, что это нужно делать только в качестве рекомендации отсутствующим учащимся, для самостоятельного повторения или выполнения дополнительных заданий или... если учитель не умеет сам определять координаты и объяснять, как это делается!

Вот такие уроки географии сегодня были в пятых классах гимназии №18. Что дальше? А дальше - урок для отработки умений и домашняя практическая работа. Но об этом, конечно же, расскажу в следующую субботу...