ФГОС: Дети-реки, или Географические физминутки на уроках

Известный русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский говорил: "Текущая река - это сама жизнь!" И ведь это действительно так! Реки и озёра в жизни нашей планеты играют очень важную роль: они не только активно участвуют в круговороте воды в природе, но и оказывают влияние на формирование рельефа. Например, размывают горные породы и переносят их вдоль берега по направлению к устью. Вот только представьте, течение рек ежегодно переносит к устью около 16 млрд. тонн камней, скалистых обломков и других материалов!
Именно рекам были посвящены два последних моих урока географии в 6 классе. Мы их и классифицировали 
(водные артерии нашей планеты обычно делят на равнинные и горные, иногда упоминают подземные, болотные, озёрные и карстовые), и разбирали на составные части (исток, устье, пойма, русло, речная терраса, речная долина, притоки), и описывали по плану, используя материалы учебника, карты атласа, даже Интернет... А раз уж мы так "окунулись" в тему рек, то и физминутки на уроках тоже были тематические!

Давайте вспомним, что физминутка - это минутка физических (и не только) упражнений, направленная на снятие усталости. Но всегда возникает вопрос - а усталости чего? Только ответив на этот вопрос, учитель может правильно выбрать физминутку! Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Именно этот момент будет самым подходящим для отдыха.

В соответствии с диагностикой общих тенденций восприятия и усвоения учебного материала Валентина Петровича Симонова, когда уровень усвоения учащимися нового материала максимален с 5 по 23 минуту урока, физминутка не целесообразна до 21-23 минуты урока!

Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Да, теряется время урока, но теряется только в том случае, если физминутки заранее не планировать...
Согласитесь, как и одежда, уроки у нас бывают открытыми (парадными) и обычными (рабочими), а значит, физминутки тоже. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени, а можно просто включить музыку и дать детям отдохнуть, прикрыв глаза.
Но для современной школы характерна одна особенность - чем старше дети, тем реже учителя проводят физминутки на своих уроках... А ведь так быть не должно!

Физминуткам на моих уроках всегда есть время. Они у меня очень разные и каждый год привносит в них дополнительные элементы, что-то новенькое. Сегодня на уроке в 6 классе мои шестиклассники были реками!))))) Да-да, именно реками, ведь дети должны были стоя, не используя слова, показать разные части реки. А ведь это на самом деле довольно сложное задание, ведь для того, чтобы показать, нужно ЗНАТЬ, что это такое!

Итак, предлагаю и Вам сейчас немного отвлечься: встаньте и попробуйте показать 
исток реки,
устье реки,
равнинные реки,
горные реки,
правые и левые притоки,
водосборный бассейн,
водопад,
дождевое питание,
подземное питание,
нижнее течение реки.
Получилось? А шестиклассники с упоением показывали все эти термины... Телом извивались, словно танцевали, помогая себе руками, словно плавающие рыбки (это были равнинные и горные реки, исток и устье), и поочерёдно махали руками (левые и правые притоки), и словно загребали руками все сокровища мира (водосборный бассейн), и прыгали на месте (водопад), и словно снимали с неба и поднимали с земли по одной капле дождь (дождевое и подземное питание), а в качестве показа нижнего течения просто сели на стулья))))) Вот такие молодцы! Получается, мы и географию повторили, да и отдохнули...

Хочу привести ещё несколько тематических физминуток, которые использую на своих уроках:
1. Выбирается ведущий. Остальные учащиеся встают из-за парт. Когда ведущий говорит "вода", надо прыгнуть. Когда говорит "суша", надо присесть на стул. Но потом эти главные слова заменяются географическими терминами или даже номенклатурой. Вместо слова "вода" ведущий может сказать "озеро", "болото", "Чёрное море", "Волга", "Лена" и.т.д.  А слово "суша" заменить на "остров», "материк", "Азия", "Кавказ", "Джомолунгма" и. т.д.

2. Эту физминутку можно назвать "Путешествие по карте", тем более, что уж карты в кабинете географии есть всегда! Учитель просит посмотреть на карту, найти там глазами север, юг, запад, восток, можно даже "совершить" кругосветное путешествие глазами по океанам из какого-то определённого города, учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами. Вариантов тут много...

3. Начиная с 7 класса можно проводить физминутку на сравнение. Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз. Можно заменить поднятие рук прыжками и присаживанием на стул.

4. А вот эта физминутка мне очень нравится))))) Ведь это рисование носом. Надо посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом. 

5. В пятом классе всегда нахожу время для физминутки "Стороны горизонта". Наша школа ориентирована так, что в моём кабинете (как и в подавляющей части остальных кабинетов) дети сидят лицом на восток. А потому мы вместе с ними ищем все стороны горизонта, не вставая с места.... Было, что путешествовали "за рулём" по горам, впадинам и равнинам...

А ещё у меня есть любимая физминутка.... Она не географическая, а музыкально-эстетическая. Именно её я включала в свой конкурсный урок на конкурсе "Учитель года города Краснодара-2010":

Таким образом, тематические физминутки активизируют двигательную активность детей, увеличивают работоспособность, стимулируют мыслительные функции, а ещё являются эффективным средством закрепления знаний учащихся на уроке! 


Ну что, наверняка Вы немножко устали читать.... Быть может, нужен небольшой отдых, вернее, физминутка! Предлагаю устроиться в креслице поудобнее, включить негромко динамики и окунуться в потрясающий мир инструментальной музыки:

1. Эта мелодия сопровождает меня уже лет 6 - часто использую её именно на физминутках, да и просто для души:



2. А про эту мелодию МММ говорит, что она "моя" - она звучит именно так, как я дома разговариваю))))))





Коллеги, поделитесь, 
а Вы используете физминутки на своих уроках или занятиях? 
Какие? Как? Или не нужны они вовсе..?