IV Межрегиональный интерактивный научно-методический семинар преподавателей высшей и средней школы: взгляд участника

Здравствуйте, дорогие друзья, гости, читатели, коллеги, да и просто заглянувшие на огонёк!
А вы знали, что сегодня в Краснодаре состоялось очень интересное мероприятие - IV  интерактивный научно-методический семинар географов-преподавателей высшей и средней школы «ГЕОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО: МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ», посвящённый Году литературы в России?
Вы там были? Если нет, то приглашаю вместе со мною совершить небольшую виртуальную прогулку на семинар, а помогать нам в этом будут мои записи на полях учительского блокнота, мысли и воспоминания, а также сделанные фото и видеозаписи...

Кубанский государственный университет является колыбелью многих краснодарских педагогов, не только географов... Стала его выпускницей и я в таком уже далёком 2001 году... А ещё и в году 2012))) .
С тех пор в каждый свой визит в КубГУ я с трепетом и некой ностальгией вспоминаю то, что было раньше, как выглядел сам университет, рассматриваю и замечаю, что изменилось..
Но вот я и пришла - аудитория 3030 на третьем этаже нового корпуса. Гости и участники только-только собираются. В конференц-зале много свободных мест, а это значит, можно занять удобное, на мой взгляд...
И сразу вспомнила, как проходил интерактивный семинар в прошлый раз: "III Межрегиональный интерактивный научно-методический семинар преподавателей высшей и средней школы: взгляд изнутри".
Но пройти мимо ветвистого дерева знаний - символа Кубанского государственного университета - не могу. Посмотрите, как красиво:
А каждая ветка на нем - факультеты. В коридоре портреты тех, кто руководил университетом в разные годы:
Постепенно поток людей, заходящих в конференц-зал, становится всё шире. Пора! Скоро начало!
Как же не сфотографироваться на память в таком прекрасном и интересном месте?
Это Елена Викторовна Брынцева, учитель географии из гимназии №44 Краснодара, мы с Вами её помним по недавнему мастер-классу, который заставил меня сильно подумать о том, как же правильно писать отзывы на уроки и мероприятия...
А теперь ещё несколько фото:
Если мероприятие организовано правильно, если всё прошло гладко и ладно, то это означает, что огромное количество людей постарались для этого, но они не всегда будут на фото или на первом плане...
Слева - Любовь Алексеевна Морева - кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии Кубанского государственно университета, которая очень много сделала для того, чтобы сегодняшнее мероприятие состоялось!
А теперь немного официальной информации, которая потом обязательно пригодится для отчёта (мне), а Вам для того, чтобы оценить всю масштабность мероприятия и представить, что же это будет:

Открыли наш семинар Барышев Михаил Геннадьевич - проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВПО «КубГУ» и Миненкова Вера Владимировна - зав. кафедрой экономической, социальной и политической географии ФГБОУ ВПО «КубГУ», канд. геогр. наук, доцент.
Вера Владимировна особо акцентировала внимание, что тема сегодняшнего семинара выбрана не случайно, т.к. мы с вами живём в год, объявленный Годом литературы. Тема семинара очень широка, она позволяет узнать много нового об уроках географии в школе и в ВУЗе.

Оробец Алексей Александрович - начальник отдела развития образования МКУ КНМЦ, также выступил с приветственным словом:



Вебинар начался с доклада группы преподавателей  ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», которых мы видели на экране перед собой... Тема: «Этнокультура: метапредметное содержание и особенности изучения в школьной географии».
Выступающая говорила о динамике и специфике этнической культуры.
Динамичность и изменчивость этнической культуры могут увидеть учителя вместе с детьми на уроках по населению...


Следующим был доклад по теме «Опыт проведения семинаров по Географии населения на тему «Культурно-исторические ресурсы развития туризма народов России»  Миненковой Веры Владимировны, зав. кафедрой экономической, социальной и политической географии КубГУ, канд. геогр. наук, доцента.
Было очень интересно узнать о том, как менялся географический факультет во времени, как и когда появлялись новые кафедры.
Оказывается, уменьшение часов на географию характерно не только для школы, но и для географического факультета КубГУ...
Вера Владимировна выделила особенности проявления компетентностного подхода в высшем образовании:
Студенты изучают основы этногеографии - разнообразие национальных культур, для них проводятся семинарские занятия о национальных кухнях, религиях, обрядах, хозяйстве, о культурно-исторических объектах:
Приветствуется демонстрация национальных костюмов, блюд...
Т.е. студенты делают не только презентации!!!
Всё это мы увидели на фотографиях. А я с грустью осознавала, что в годы моей учёбы не было на факультете вот такой вот энергичной и придумчивой Веры Владимировны...
Посмотрите, какие интересные приглашения на занятия делали студенты:
Но такие занятия были не просто маленьким концертом - объяснялись все элементы постановок, костюмов, действий. Конечно же, получилось у таких занятий много преимуществ:
Всё это стимулирует творческую активность ребят. И такие занятия Вера Владимировна проводит уже далеко не первый год! Что сказать, повезло студентам!
А потом ... сюрприз! Сами ребята прошли в зал и показали несколько своих работ:
Давайте вместе посмотрим небольшие видеофрагменты:



Они не только рассказывали, но и танцевали!



Алексею Александровичу и Наталье Маратовне достались интересные амулеты - ловцы снов, которые нужно повесить над изголовьем кровати. Тогда плохие сны будут запутываться в паутинке ниток, а хорошие - спускаться вниз с амулета по пёрышкам и сниться его владельцу!
А ещё каждый присутствующий получил вкусный сувенир (так как я пишу эти слова уже после вечернего чая, то... поверьте, пряничная матрёшка была действительно вкусной!)))))

Наступило время и моего выступления...
«Расширение творческого потенциала учащихся на уроках географии через использование элементов литературной географии» – Казанцева Лилия Павловна, учитель географии МБОУ МО город Краснодар гимназии № 18.
Текст выступления публиковать не буду, ведь постоянные читатели моего блога знают и о синквейнах, который мы писали вместе с ребятами на уроках, и о сочинениях ребят, и о том, что на уроках географии у нас могут звучать произведения писателей и поэтов...  Обо всём этом есть на страницах моего блога "ФГОС, 5 класс" и "ФГОС, 6 класс", а также под тегами "Творчество", "синквейн"...


Следующим выступал Филобок Анатолий Анатольевич, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии КубГУ, кандидат географических наук, доцент. Тема его выступления «Метод литературно-художественного описания в преподавании географии» была созвучна моей...
Он рассказывал о том, как могут использоваться отрывки художественных произведений.
А я и многие присутствующие сразу же вспомнили, что именно так и было в нескольких вопросах Всероссийского географического диктанта.
А мне понравилось кое-что в оформлении его презентации)))) Надо будет подумать об этом на досуге!



В выступлении Трофимовой Ирины Анатольевны, учителя географии высшей категории МБОУ МО город-курорт Сочи гимназии № 6 по теме «Использование межпредметных связей на уроках географии» меня поразила одна важная мысль!
А ведь действительно, учащиеся с трудом применяют на всех остальных уроках те знания, которые получили на другом уроке...
Презентация Ирины Анатольевны была насыщена теорией, но важной теорией...

Мне понравилось, как учитель разъясняла эти сложные понятия!
Ирина Анатольевна, спасибо! Надеюсь, Вы всё же найдёте мой блог и возьмёте себе на память фото!

Самое начало выступления Брынцевой Елены Викторовны, учителя географии МБОУ МО город Краснодар гимназии № 44 по теме «Формирование личностных универсальных учебных действий через экскурсионную деятельность» я слушала с особым вниманием
 - к сожалению, на её мастер-класс я опоздала в прошлый раз, так что, навёрстывала!
Даже удалось записать фрагмент выступления:



А вот и тот перспективный план экскурсий, который в прошлый раз так понравился учителям географии:
Действительно - что может быть правильнее?
А ведь где только не побывали ребята!

В школах Краснодара много и молодых учителей географии. Давайте посмотрим-послушаем одного из них!
Тема: «Экологическое воспитание школьников лицея № 48 на примере летней смены «Экология общения», учитель: Гармаш Денис Петрович, учитель географии МБОУ МО город Краснодар лицея № 48.
По итогам летней экспедиции был создан фильм... Признаться, я очень ждала увидеть хотя бы отрывок...



Но было очень много фотографий ребят, вернее, счастливых ребят, а значит, всё получилось!
Поступали и вопросы к докладчику. Конечно, о финансировании. И вот тут я узнала, что не всегда за всё платят дети, вернее, их родители... Главное - попасть в нужную муниципальную программу. Ну что ж, и снова есть над чем подумать))))

«География археологического туризма Краснодарского края в образовательном процессе бакалавров» - тема нескольких преподавателей КубГУ, но её представляла Анисимова Виктория Викторовна, доцент кафедры международного туризма и менеджмента КубГУ, кандидат географических наук.
Виктория Викторовна рассказывала о разных культурах, которые были в истории нашего края.
Но меня больше всего поразили карты:
Не так уж распространены в мире дольмены, чтобы люди к ним так варварски относились...
И понравилась карта-символ прошлого года:
А с помощью вопросов от Веры Владимировны и Натальи Маратовны мы ещё немного прояснили для себя в данной работе!

Ну что ж, наш вебинар уже почти завершён, но... как не вспомнить о ЕГЭ!!!

Готовим к ЕГЭ по географии! «Анализ типичных ошибок учащихся в ответах на задания с развёрнутым ответом ЕГЭ по географии» - Комаров Дмитрий Александрович, доцент кафедры геоинформатики КубГУ, кандидат географических наук, доцент.
Дмитрия Александровича я знаю уже много лет по проверке части С в ЕГЭ... Он - заместитель председателя нашей региональной экспертной группы.
А потому его слова и рекомендации по ЕГЭ очень важны для каждого учителя!
Я намеренно не буду выставлять все фотографии выступления... Должны же географы, которые не присутствовали на этом мероприятии, и посожалеть о своём прогуле)))))
Спасибо, Дмитрий Александрович! Всё принято к сведению!!!

А стрелки часов неумолимо приближаются к 17-00... Программа исчерпана, выступления завершены, настало время подвести итоги!
Уже не раз и не два писала, как интересно подводят итоги Игорь Александрович Морев - главный специалист МКУ КНМЦ, к. с.-х. наук (кстати, это его мы сегодня видели за пультом управления вебинара!) и Алексей Александрович Оробец... Обо всём сразу и о каждом в отдельности!
Предлагаю послушать Алексея Александровича:



И, конечно же, добрые слова, поздравления, напутствия, дипломы и сертификаты участников!
Коллега, я выполняю своё обещание! Вот Ваше фото на память:
Каждый присутствующий получил документ с печатями КНМЦ и КубГУ...
А вот и мои документы:
Вот только мне так жаль... Так жаль, что по диплому невозможно определить, что я именно выступала с докладом, а не просто была слушателем... хотя, к диплому всегда можно приложить программку семинара... Но ведь на самом деле главное не это, правда!?!
Вот таким насыщенным и интересным был мой сегодняшний методический день! И ведь он был действительно методическим!!!
Были у меня сегодня и удивления. Со знаками "+" и "-". Приятно удивил тот факт, что Вера Владимировна Миненкова при встрече сказала, что читала некоторые статьи в моём блоге. Я искренне этому обрадовалась, ведь это значит, что учителя интересны и преподавателям ВУЗов!!! А неприятно удивило сегодня только одно - малое присутствие на семинаре учителей краснодарских школ. И ведь письма от КНМЦ рассылались...

Мне очень всё понравилось сегодня - и организация, и выступления, и тот огромный "чемодан" нового, что я унесла с собой, поделившись, насколько смогла, им с Вами...
Огромное спасибо всем организаторам за этот отличнейший методический день!!! Это было потрясающе!!!


P.S.
Все мероприятия, которые посещают педагоги, можно разделить на "лёгкие" и "сложные". Первые - это те, к которым не нужна подготовка: пришёл, послушал-посмотрел и всё. А вот ко вторым нужно не только готовиться, они зачастую проходят тогда, когда сложно освободиться, они требуют напряжённой работы мозга и после их завершения... Какие выбрать? Это каждый педагог решает для себя сам...

В любых делах, при максимуме сложностей
Подход к проблеме всё-таки один:
Желанье - это множество возможностей,
А нежеланье - множество причин. (Э.Асадов)


А Вам нравится участвовать в методических мероприятиях? 
Как Вы считаете, они нужны современному педагогу?


P.P.S. 27.11.2015.
Уважаемые коллеги-географы! У каждого из вас есть возможность посмотреть вебинар в записи!!! Как долго вебинар будет доступен для  просмотра - я не знаю... Так что, если Вас заинтересовал данный материал, лучше посмотреть сразу...
Делюсь информацией, которую получила сегодня от организаторов:

"В общероссийском семинаре приняли участие 50 очных участников, и 15, находящихся в других населенных пунктах, подключились к работе вебинара в дистанционном режиме с помощью сервиса Cisco WebEx Meetings.

На семинаре было представлено 10 докладов, в том числе коллеги из Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, подключившись интерактивно, рассказали о метапредметном содержании и особенностях изучения в школьной географии этнической культуры. В рамках доклада зав. кафедрой экономической, социальной и политической географии Кубанского госуниверситета В.В. Миненковой «Опыт проведения семинаров по Географии населения…» студенты географического факультета выступили с театрализованным представлением в национальных костюмах народов России, продемонстрировали собственноручно выполненные поделки и угостили всех присутствующих сладкими сувенирами – пряниками «матрёшка». Все выступления были насыщены познавательной, интересной научно-методической информацией, которая, безусловно, обогатила педагогический багаж преподавателей.

Вы можете посмотреть видеозапись вебинара, которая хранится по следующей ссылке: https://webex-ms.kubsu.ru/orion/playback.do?rID=10048&rKey=0100000065c96928bd7df7af7899d766e08564d62dbb970cab564a830f0b4980fe5bd12e32&siteurl=webinar
Также о вебинаре можно прочитать и увидеть в авторском блоге учителя географии Лилии Павловны Казанцевой http://geografo4ka.blogspot.ru/2015/11/iv.html#more."


Добавлено 02.12.2015: 
На сайте КНМЦ опубликована статья об этом мероприятии. Предлагаю прочитать: "Метапредметное содержание и межпредметные связи обсудили географы на семинаре в Кубанском государственном университете".