ФГОС: онлайн-контрольная работа по теме "Гидросфера": рефлексия

Говорят, что "первый блин комом", но, к счастью, это не про нас с шестиклассниками)))) Неделю назад учащиеся моего единственного шестого класса (всего их в параллели шесть, но мне достался только один, поэтому по вторникам я работаю не только в первую, но и во вторую смену) получили необычное задание - выполнить контрольную тестовую работу, которая опубликована в блоге учителя.
Технически это выглядело так: в блоге появился пост с заданиями, а на моей страничке ВКонтакте - ссылка на него. Как оказалось, за исключением трёх ребят все остальные дети были зарегистрированы в этой популярной у молодёжи социальной сети. А потому проблемы с поиском теста у ребят не было.

Конечно, такая массовость нахождения шестиклассников ВКонтакте пугает, но в этот раз соц.сеть сослужила нам неплохую службу - информировала о тесте)))))

Ребятам было предложено ответить на 10 вопросов, которые были разными по форме:
-- 5 вопросов с выбором одного ответа из четырёх (№№ 2, 3, 4, 6, 8),
-- 1 вопрос с выбором нескольких правильных ответов из четырёх (№5),
-- два вопроса на знание терминологии - написать значение слова (№№ 1 и 9),
-- один вопрос с кратким ответом (№7),
-- один вопрос-провокация, где кроме предложенных двух вариантов ответов была возможность добавить свой ответ (№10).

Всего было получено 103 ответа, из них ответов шестиклассников было 68. Остальные - гости блога, постоянные читатели, а также учащиеся 8 - 10 классов, в которых я веду географию (таким образом они могли получить дополнительную отметку). К слову, предлагала я написать контрольную работу не во всех классах и не всем детям...

Получили отметки за выполнение теста в блоге 24 ученика 6 "Д" класса. Все полученные отметки выставлены в журнал.

Возможность написать тест была с 12-00  09.12.2015 до  20-00  14.12.2015. Столь долгое время на выполнение работы было обусловлено тем, что это был наш первый опыт, я не знала, насколько активны будут дети, смогут ли они написать работу в будний день...

Предлагаю посмотреть вопросы и наиболее типичные ошибки.

1. Что такое гидросфера?
На этот вопрос не только шестиклассники, но и все выполнившие работу ответили верно. Разница заключалась лишь в длине и качестве ответа. Мне достаточно было только три слова: "водная оболочка Земли", именно этот ответ самый распространённый у тех, кто выполнял работу самостоятельно! И этот вопрос (вместе с № 9, подобным по структуре) был своеобразным индикатором - сам пишет ребёнок, или пользуется дополнительными источниками. Согласитесь, шестиклассник, не пропустивший ни единой запятой  и не допустивший ни одной ошибки или описки в огромном предложении, придуманном им же самим, - редкость огромнейшая!

Статистика следующих ответов обычна, не выходит за пределы нормы. Я намеренно не выделяю ответы именно шестиклассников, а показываю на примере всех ответов.

Ответ на вопрос №2 очень прост - если вся Земля - 100%, то нужно было вспомнить, что суша занимает всего лишь одну треть, значит, правильный ответ - Мировой океан занимает 71% площади.


 Вот мы и подошли ко второму по сложности вопросу (самый сложный ещё впереди!):


В том, что Волга - самая длинная река европейской части России, большинство респондентов не сомневались, но 40% ответивших считают, что Уральские горы являются водоразделом Волги и Камы. А ведь это не так!!!
Сегодня на уроке мы с шестиклассниками подробно разобрали каждый вопрос и правильный ответ. Как сказали сами же дети, это утверждение не может быть верным, т.к. обе реки располагаются с одной стороны Уральских гор. Значит, эти горы не являются водоразделом. Дети просто не знали, где находится река Кама... В атласе не посмотрели, а ведь им пользоваться было можно!
Вопросы № 6 и №8 на выбор одного ответа из четырёх предложенных.
В шестом вопросе нужно было найти указанные моря на карте и выбрать самое северное, т.е. холодное.

Вопрос №7 был лидером по количеству неточных ответов. Нужно было написать среднюю солёность вод Мирового океана. Дети забыли, что солёность измеряется не в процентах, а в промилле.
Процент - одна сотая доля чего-либо, промилле - одна тысячная. Допускалось написание единиц измерения словами, если ребята не знали, как написать (‰). Встречалось и такое написание, креативное:  о/оо  . И я понимала, что дети знают, как надо писать эти промилле, знают, выходя таким образом из положения при нехватке знаков на клавиатуре. Молодцы!
В нашем учебнике чётко прописано значение средней солёности. 35‰.  А потому более точные ответы (34,7 ‰) были для меня своеобразными "маячками", что были использованы другие источники информации...

А в восьмом вопросе достаточно было провести параллель, что озёра и реки относятся к водам суши, а потом исключить варианты ответов, где они присутствуют.

Вопрос №9 как и вопрос №1 требовал знания терминов. Что такое артезианские воды? И тут снова звучали мои личные "колокольчики-маячки-подсказки", если ответы детей были уж слишком длинны, хороши и академически точны)))))

И мой самый любимый вопрос. Самый замечательный и примечательный. №10. Претендую на авторство!)))) Вот уже 14 лет использую его в шестых классах при изучении гидросферы.

Обратили внимание - кроме предложенных двух вариантов ответов была возможность добавить свой ответ? Кто-то из детей подумал, что учительница не туда ткнула пальчиком, вот и появился этот вариант "Другое", кто-то даже не задумался, а ведь вся суть была именно в этом "другом"! Вопрос №10 мог бы среди других вопросов быть со звёздочкой возле номера, да и вообще - он относится не только к географии, но и к вопросам на внимание. Догадались, каков правильный ответ?????
Напомню, что течение считается тёплым, если температура вод течения БОЛЬШЕ, чем температура окружающих его вод океана. И течение будет холодным, если его воды холоднее, чем вода вокруг.
А теперь, догадались, каков правильный ответ??? Отдельно уточню - мои шестиклассники знали ответ на этот вопрос - мы его проговаривали и не раз в классе! А потому я была удивлена столь большому проценту детей, у кого одна единственная ошибка, ошибка в этом вопросе.
Именно в строчке "Другое" нужно было написать, что или вопрос неверный, т.к. нет указания температуры вокруг течения, или нужно было спросить эту температуру... Но уж никак не выбирать предложенные варианты ответа!

На уроке мы с ребятами разобрали все вопросы, поставили отметки в журнал (именно те, которые стоят в блоге!), а потом мне было интересно узнать у ребят мнение по другим вопросам... Спросила и не пожалела. Искренние ответы детей всё расставили по своим местам.
-- Дети, вам понравилось выполнять тест в блоге, а не на бумаге?   - Да!!!!!
-- Дети, кто считает, что отметка за контрольную работу выставлена неправильно, что он заслужил другую отметку?   тишина.
-- Были ли у кого-то из вас технические проблемы: не нашли ссылку на тест, тест не загрузился и т.д.?     - Всё было понятно, сразу получалось.

Только один вопрос был у ребят - будем ли мы ещё писать такие контрольные работы? Ну что ж, как показал наш первый опыт, обязательно будем!!! Но только времени на написание будет поменьше, да и вопросов побольше....

Но был  ещё один вопрос, который очень волновал шестиклассников... С ним они подходили ещё на прошлой неделе. Каждый день. По одному. Ну как учительница узнала, что они пользовались Интернетом, отвечая на вопросы с терминами? Ведь там даже по шрифту не видно )))))))

Я довольна проведённой работой. Это была самая настоящая оценочная контрольная работа, пусть она и проводилась в такой форме в первый раз. Хочу обратить внимание коллег на сами вопросы, которые были в работе. Я не играла с детьми в "контрольную работу", не занималась "показухой", я не стала ставить несколько тестовых вопросов, налаживать автоматическую проверку... Для шестого класса это уже не актуально! Ведь дети не только отвечали на вопросы по географии, но и учились совершенно новому для себя - они писали комментарии (потом смеялись сами над собой, если ошибались), они ждали ответ (иногда негодуя - ну как это, я написал так давно, а учительница спит ночью, не публикует мой комментарий и не проверяет ответы), да и много чего ещё, не будем сразу открывать все секреты!

Спасибо всем гостям и друзьям блога, кто откликнулся и тоже попробовал пройти тест. А я поняла, как многому мне нужно учиться, чтобы создавать подобные тесты, ведь внутри столько секретов!!!