На уроке в субботу мы проверяли домашнюю практическую работу, завершая изучение крупного раздела географии "План и карта". К этому важнейшему разделу географии ребята будут частично-эпизодически возвращаться на уроках всё время. Эти знания и умения будут красной нитью проходить сквозь всю географию... Поэтому важность урока переоценить трудно.
Отмечу, что данная работа была мною составлена не только из различных источников (учебники-конструкторы-доп.тетради по географии в 5 классах), но и включала очень разноплановые, в том числе авторские, задания, ориентированные на разный уровень подготовки детей.
Хочу поделиться с коллегами (да и себе оставить-сохранить) текстом заданий практической работы. Итак, каждый учащийся на прошлом уроке (07.02.2015) получил вот такой лист с заданиями:
Как видите, в тексте не хватает задания №3. Учительница забыла!?! )))))) Но не всё так просто... Объясняя выполнение работы, я специально не акцентирую внимания на том, что задание №3 пропущено. Но дети обязательно находят эту мою "оплошность" и мы вместе (я на доске, а они на обратной стороне листа) записываем текст задания №3:
Нарисовать подсказку-шпаргалку для того, чтобы научить новенького в классе определять географические координаты.
Это задание кажется детям необычным и очень увлекательным - как же, вот придёт в класс новый ученик, а они ему быстренько всё объяснят!
Важным считаю и элементы рефлексии в конце работы. Обязательным условием было ответить на эти два вопроса. В каждом из шести классов были единичные случаи, когда ребята выбирали крайние (0 и 1, 4 и 5) показатели на шкале. Для меня очень важным было в начале урока пройтись по рядам, подсмотреть ответы на самый последний вопрос и ещё раз что-то объяснить-разъяснить, если ребята писали о возникших затруднениях. Так приятно было в конце урока получать работы с зачёркнутыми ответами на последний вопрос!
Немного о заданиях:
1. Это задание было самым сложным. Необходимо было выбрать из текста названия географических объектов и координаты пунктов, открыть атлас и совершить перелёт вместе с участниками экспедиции. Все результаты заносятся в предложенную табличку. Особенность задания не только в том, что идёт одновременная работа с картой, определение координат, но ещё мы вспоминаем масштаб (определяем расстояние между городами) и стороны горизонта (определяем направление движения), т.е. повторяем самые сложные практические навыки, полученные в разделе "План и карта".
2. Задание не вызвало у ребят особых затруднений - нужно было по координатам найти место на карте. Вот только чуть сложновато было, как признались пятиклассники, определять координаты проще, чем определять по координатам. Что ж, будем учиться!
4. Это было самое простое задание. С ним справились все дети. Нужно было определить по карте координаты трёх городов.
Остановиться хочу на задании №3. Кто-то просто схитрил - перерисовал картинку из учебника, кто-то - из тетрадки, но были и ребята, которые очень творчески подошли к выполнению работы. Давайте посмотрим вместе:
К сожалению, сам текст задания дети с доски списывали не очень внимательно...
Обратите внимание - помимо своего объяснения ребёнок предлагает воспользоваться книгой))))) А один ответ на вопрос №3 потряс))))) Вместо картинки там было написано: "Пусть откроет учебник и прочитает". Ну что ж, и так бывает...
Во многих работах очень чётко и точно отражены особенности определения географических координат.
Юные авторы шпаргалок (как же им нравится это слово!) очень интересовались, можно ли им самим потом пользоваться этими замечательными шпаргалками?
Конечно, можно, ведь все свои работы дети складывают в папку для творческих работ. Выставку которых мы обязательно проведём в конце учебного года! Да и прямо во время урока они объясняли как определять координаты тем ученикам, кто пропустил последние уроки по болезни.
Но были, к сожалению, шпаргалки с ошибками. Мы вместе их исправляли, обсуждали, в чём ошибка и почему она получилась... А ведь это тоже опыт...
Изучение раздела завершено. Уже получено пятиклассниками опережающее творческое задание к следующему уроку. Мы все молодцы! Да и вы, дорогие гости и читатели блога, тоже ведь молодцы - мы вместе с вами вспоминаем-повторяем школьную географию, а она такая интересная!
Вот только, может... Хотя, нет, не сможете... Или получится? Всё, довольно сомнений! Давайте попробуем!
Коллеги, все работы ребят пронумерованы и размещены без сжатия. Я исправила ошибку в шпаргалке-подсказке №11. Есть и очевидная ошибка!!! Но ещё в одну работу закралась ошибка. Я, учитель географии, с трудом её заметила, только природное "не нравится тут что-то и всё!" при взгляде на работу, помогло найти ошибку и вместе с ребятами разобрать, почему картинка не верна. Может, Вы попробуете найти две работы с ошибками? Но это сложно... Зато возможно!!!
Отмечу, что данная работа была мною составлена не только из различных источников (учебники-конструкторы-доп.тетради по географии в 5 классах), но и включала очень разноплановые, в том числе авторские, задания, ориентированные на разный уровень подготовки детей.
Хочу поделиться с коллегами (да и себе оставить-сохранить) текстом заданий практической работы. Итак, каждый учащийся на прошлом уроке (07.02.2015) получил вот такой лист с заданиями:
Как видите, в тексте не хватает задания №3. Учительница забыла!?! )))))) Но не всё так просто... Объясняя выполнение работы, я специально не акцентирую внимания на том, что задание №3 пропущено. Но дети обязательно находят эту мою "оплошность" и мы вместе (я на доске, а они на обратной стороне листа) записываем текст задания №3:
Нарисовать подсказку-шпаргалку для того, чтобы научить новенького в классе определять географические координаты.
Это задание кажется детям необычным и очень увлекательным - как же, вот придёт в класс новый ученик, а они ему быстренько всё объяснят!
Важным считаю и элементы рефлексии в конце работы. Обязательным условием было ответить на эти два вопроса. В каждом из шести классов были единичные случаи, когда ребята выбирали крайние (0 и 1, 4 и 5) показатели на шкале. Для меня очень важным было в начале урока пройтись по рядам, подсмотреть ответы на самый последний вопрос и ещё раз что-то объяснить-разъяснить, если ребята писали о возникших затруднениях. Так приятно было в конце урока получать работы с зачёркнутыми ответами на последний вопрос!
Немного о заданиях:
1. Это задание было самым сложным. Необходимо было выбрать из текста названия географических объектов и координаты пунктов, открыть атлас и совершить перелёт вместе с участниками экспедиции. Все результаты заносятся в предложенную табличку. Особенность задания не только в том, что идёт одновременная работа с картой, определение координат, но ещё мы вспоминаем масштаб (определяем расстояние между городами) и стороны горизонта (определяем направление движения), т.е. повторяем самые сложные практические навыки, полученные в разделе "План и карта".
2. Задание не вызвало у ребят особых затруднений - нужно было по координатам найти место на карте. Вот только чуть сложновато было, как признались пятиклассники, определять координаты проще, чем определять по координатам. Что ж, будем учиться!
4. Это было самое простое задание. С ним справились все дети. Нужно было определить по карте координаты трёх городов.
Остановиться хочу на задании №3. Кто-то просто схитрил - перерисовал картинку из учебника, кто-то - из тетрадки, но были и ребята, которые очень творчески подошли к выполнению работы. Давайте посмотрим вместе:
| Работа 1 и 2. |
| Работа 3. |
| Работа 4. |
| Работы 5 и 6. |
| Работы 7 и 8. |
| Работы 9 и 10. |
| Работа 11 (ошибки исправлены). Кстати, посмотрите как юный автор лаконичен - найдите запись текста задания №3! ))))) |
Вот только, может... Хотя, нет, не сможете... Или получится? Всё, довольно сомнений! Давайте попробуем!
Коллеги, все работы ребят пронумерованы и размещены без сжатия. Я исправила ошибку в шпаргалке-подсказке №11. Есть и очевидная ошибка!!! Но ещё в одну работу закралась ошибка. Я, учитель географии, с трудом её заметила, только природное "не нравится тут что-то и всё!" при взгляде на работу, помогло найти ошибку и вместе с ребятами разобрать, почему картинка не верна. Может, Вы попробуете найти две работы с ошибками? Но это сложно... Зато возможно!!!

